Отельный бум

В 2009 г. отели Екатеринбурга наконец начали конкурировать за клиентов. Причина – значительный рост номерного фонда и снижение его заполняемости

По данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, в городе насчитывается 56 гостиниц на 5600 мест. В 2008 г. начали работать восемь гостиниц на 704 места. Самые крупные: Hyatt Regency Ekaterinburg (360 мест), «Парус» и «Грандхолл» (по 80 мест).

Отели к саммиту

Несмотря на кризис и общий спад турпотока, в 2009 г. в городе продолжили открываться новые отели. Помог саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), собравший 5000 гостей. К его проведению распахнули двери «Онегин» (200 мест) и Ramada Ekaterinburg (160 мест). В сентябре рядом с аэропортом «Кольцово» начал работать отель «Анжело» (211 номеров, оператор Vienna International Hotel Management). В конце года планируется к открытию Novotel (200 мест, оператор Accor Group). А еще через несколько месяцев, как сообщил вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев, будет запущена в эксплуатацию вторая очередь «Атриум палас отеля».

По данным Контеева, с начала 2009 г. номерной фонд вырос на 22%: с 6700 до 8200 мест. А вот средняя загрузка отелей, отметил он, напротив, снизилась – до 40–45%. Год назад этот показатель достигал 68%.

Без туристов

Причинами стали как рост предложения, так и общая негативная экономическая ситуация. До 2009 г. число туристов в Екатеринбурге росло. Как сообщила председатель комитета по внешним связям администрации города Светлана Гарипова, с 2005 по 2008 г. количество иностранных граждан, посетивших Екатеринбург, увеличилось на 10% (до 139 080 человек), а количество зарубежных участников разных конгрессов – на 31% (до 1078). Цифр за 2009 г. в мэрии пока нет, но Гарипова признает, что, если не учитывать гостей на саммит ШОС, турпоток резко снизился.

В аэропорту «Кольцово», по словам его гендиректора Кирилла Шубина, за первое полугодие 2009 г. пассажиропоток упал на 20% (в 2008 г. объем перевозок превысил 2,5 млн человек). Особое беспокойство у него вызывает сокращение на 40% на самых популярных маршрутах – до Москвы и Санкт-Петербурга. На некоторых других внутренних линиях число пассажиров снизилось на 60%.

«Екатеринбург – город делового туризма. В выходные в местных отелях гуляет ветер», – говорит управляющий директор «Клубной системы ГОСТ» (г. Москва) Вадим Прасов. По его мнению, «ради сказок Бажова сюда никто никогда не поедет, как бы ни старались местные власти». Прасов уверен, что чиновникам следует сосредоточиться на способах привлечения в город именно деловых туристов.

Городские власти хотя и констатируют снижение загрузки отелей, но не забывают подчеркивать, что последние должны поднять стандарты обслуживания гостей – даже ценой уменьшения собственной прибыли. «Отельеры привыкли к норме рентабельности в сфере гостеприимства в 150–200%, но пришла пора двигаться в цене», – отмечает Контеев. Чиновник рад снижению цен в гостиницах, так как от этого «выигрывает потребитель».

С ним согласна исполнительный директор НП «Конгресс бюро Екатеринбурга» Екатерина Демченко. Она признает ужесточение конкуренции среди отелей, но считает, что «лишних» гостиниц в городе нет. «Уже сформировался имидж Екатеринбурга как одного из центров делового туризма в России. Поэтому в перспективе потребность в гостиницах будет только расти», – уверяет Демченко.

Ей возражает директор отеля «Московская горка» Елена Важенина. Она жалеет инвесторов, «которым два года назад сказали неправду о потребностях города в отелях». По мнению Важениной, Екатеринбург может стать первым городом в России, где будет наблюдаться перенасыщение гостиничными номерами. «Тарифы уже снизились вдвое и больше, до 1500–200 руб. за номер в сутки. Куда падать дальше?» – спрашивает эксперт.

Еще более пессимистично смотрит в будущее коллега Важениной из гостиницы «Свердловская» Людмила Михайлова. По ее словам, сейчас в Екатеринбурге можно заселиться в гостиницу за 300 руб. в сутки с завтраком. «Это с трудом покрывает коммунальные расходы, – сетует Михайлова. – Скоро мы скатимся к расценкам за аренду офисов, которые отдают за бесценок, лишь бы покрыть коммуналку».

Гендиректор «Отели Юста» Марина Павленко говорит, что на рынок давят международные гостиничные бренды: как результат, в местных отелях происходит снижение загрузки, расценок и прибыли. Она считает, что местные управленцы должны исправлять ошибки и повышать преимущества своих объектов, чтобы противостоять пришлым игрокам.-

Нет спроса на отели

Ни крупных, ни малых инвестиционных сделок на гостиничном рынке пока не наблюдается. Как рассказал собственник многофункционального комплекса «Антей» Андрей Гавриловский, первоначально в 54-этажном здании последние 12 этажей предназначались под отель. «С начала кризиса мы тщетно пытались продать эти площади. Вели переговоры с Hilton, с другими международными операторами, но безрезультатно», – рассказал бизнесмен. Сейчас он ищет другие варианты использования указанных площадей. Гавриловский уверен, что, пока рынок падает, никто ничего покупать не будет и, как следствие, сделок на рынке ожидать не стоит.

Похожего мнения придерживается и гендиректор «Отель технологии» Александр Захаров: «Западные партнеры отказались от форвардных сделок еще летом 2008 г., почувствовав кризис».