Игроки: Необходимы системные реформы

Фонд «Эффективное управление»

cоздан в 2007 г. по инициативе украинского бизнесмена Рината Ахметова. Миссия фонда – способствовать экономическому росту страны с помощью разработки и внедрения долгосрочных экономических программ, а также открытого обсуждения с гражданским обществом насущных для Украины экономических вопросов. Фонд является некоммерческой, независимой организацией. Вся деятельность фонда ориентирована на результат, поэтому при разработке и реализации проектов и программ фонд активно сотрудничает со всеми ветвями власти.

Перед правительством и президентом стоит довольно много задач, но я остановлюсь только на тех, которые важны в краткосрочной перспективе и не требуют существенных ресурсов.

Реформа банковской системы – самая важная в ближайшей перспективе. На Украине зарегистрировано 182 банка, многие из которых после разразившегося кризиса оказались нежизнеспособны. В сложившейся ситуации необходимо разработать архитектуру будущей финансовой системы Украины, которая может быть основана на нескольких крупных либо на бóльшем количестве средних банков. Заложив основание, следует предпринимать дальнейшие шаги в отношении банков: ликвидация, продажа либо помощь государства. Также необходима определенность с «плохими» долгами: оставить их в соранившихся банках или же перевести в один «плохой» банк, очистив активы.

Упрощение регуляторной среды для бизнеса. Согласно рейтингу Doing Business 2010, Украина занимает 142-е место среди 183 стран по простоте ведения бизнеса. Регуляторная реформа сводится к следующим шагам: а) сокращение сроков и процедур, связанных с регистрацией и получением необходимых разрешений, отмена целого ряда документов разрешительного характера, внедрение принципа одного окна и молчаливого согласия; б) отмена трети лицензий, которые не выполняют функции защиты ни потребителей, ни государственных интересов; в) жесткая регламентация проверок хозяйственной деятельности вплоть до установления моратория на проверки до конца 2011 г.; г) развитие института саморегулирования.

Отдельная задача – радикальное упрощение разрешительной системы в строительстве. В рейтинге Doing Business по получению разрешений на строительство Украина находится в самом конце списка – на 181-м месте (среди 183 стран). Средний срок получения всех разрешений составляет 2,5 года. Такая массивная бюрократическая нагрузка не только мешает развитию строительного сектора, но и не дает возможности расширения производственных площадок, строительства складов, логистических центров, т. е. не дает возможности развития бизнеса. И задача 2010 г. – сократить сроки выдачи всех разрешений с 2,5 лет хотя бы до шести месяцев.

Техническое регулирование. Ни одна попытка сколь-нибудь серьезно реформировать систему Госстандарта в Украине не увенчалась успехом. Тогда как адаптация технических стандартов и процедур сертификации к нормам Евросоюза является неизбежной. И чем быстрее будет проведена адаптация, тем быстрее украинские компании получат доступ на европейский и другие мировые рынки.

Принятие Налогового кодекса. На Украине существует обширная нормативно-правовая база для регулирования налоговых вопросов, которую необходимо кодифицировать, устранить противоречия и минимизировать возможности произвола налоговых органов. Работа над Налоговым кодексом ведется уже несколько лет, есть два варианта кодекса и стратегия реформирования налоговой системы.

Рынок земли сельскохозяйственного назначения. Снятие моратория на куплю-продажу земли сельхозназначения и создание эффективного рынка земли позволят ввести новые активы в экономический оборот и разморозить миллиарды долларов потенциальных инвестиций. Рынок земли может развиваться и на существующем нормативно-правовом поле и не требует особых законодательных инициатив.

Государственно-частное партнерство. Институт государственно-частного партнерства практически не используется на Украине. Основная проблема – отсутствие гарантий по выполнению государством взятых на себя обязательств и возврату вложенных инвестором средств. Особенности гражданского, тарифного и бюджетного законодательства не позволяют предоставить эти гарантии даже при желании местных властей реализовывать проекты ГЧП. Плохо развитая инфраструктура препятствует использованию огромного транзитного потенциала страны, который сегодня реализуется, по некоторым оценкам, лишь на 40%.

Совершенствование процедуры банкротства. Правила выхода с рынка являются неотъемлемой частью бизнес-среды. Банкротство тех предприятий, которым не удалось справиться с последствиями кризиса, является неизбежным процессом. В нынешних условиях государству необходимо установить прозрачную процедуру, позволяющую быстро обновлять сегменты рынка и вводить неэффективно используемые активы в экономический оборот. Эта процедура должна предоставить должнику шанс восстановить платежеспособность и в то же время защитить интересы кредиторов, предотвратив скрытый вывод активов с предприятия. По мнению авторитетных международных организаций, процедура банкротства на Украине крайне неэффективна, она позволяет годами затягивать процесс и злоупотреблять недостатками законодательства.

Реформа госаппарата. Эффективность проводимых реформ напрямую зависит от эффективности работы и профессионализма государственной службы. Главная проблема Украины – вымывание профессиональных госслужащих из системы. Профессиональные бюрократы не защищены от политиков; частые смены правительства приводят к регулярным увольнениям в системе государственного управления, отсутствие передачи уже проделанной работы и демотивации персонала. Как и в большинстве развитых стран, политический уровень руководства необходимо отделить от уровня госаппарата и ограничить политиков в принятии кадровых решений. Эта реформа также должна оптимизировать функции институтов государственной власти, способствовать разделению полномочий и зон ответственности.