В целом: Украина на пороге новых банкротств

Глобальный финансовый кризис повлиял на Украину, как оказалось, еще более серьезно, чем на экономику большинства стран Восточной Европы и России. Темпы падения ВВП (по прогнозам МВФ, в 2009 г. достигнут 14%) и девальвация украинской гривны (приблизительно 65% с октября 2008 г.) оказались довольно существенными. По оценкам аналитиков, прогнозируемый объем иностранных инвестиций в 2009 г. будет соизмерим с уровнем 2004–2005 г. и окажется примерно вдвое ниже, чем в прошлом году. Эта тенденция является также следствием настороженности накануне президентских и возможных парламентских выборов.

КПМГ

международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги. В России КПМГ работает с 1990 г. и является одним из самых быстрорастущих подразделений в мире. Около 3100 специалистов КПМГ работают в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Алматы, Бишкеке, Донецке, Ереване, Киеве и Тбилиси.

Следует отметить, что на Украине, как и во многих других странах, кризис стал катализатором процессов перехода к более эффективным методам управления бизнесом, необходимость которых ранее осознавали далеко не все.

Во-первых, украинские компании пересматривают использование маркетинговых стратегий, стремясь к увеличению доли рынка, в том числе за счет существенного снижения цен и оптимизации продуктовой линейки. Во-вторых, сокращая издержки, компании уделяют повышенное внимание оптимизации организационной структуры бизнеса, структуре производства и затрат, основным бизнес-процессам, включая снабжение и логистику. Краткосрочными, исключительно антикризисными мероприятиями по снижению затрат явились сокращение штата и уровня заработной платы, административных и прочих накладных расходов, а также замораживание инвестиционных проектов. Закрытие нерентабельных подразделений – еще одно направление сокращения издержек. На это пошли, например, многие украинские банки.

Максимизация денежных потоков – основной приоритет для многих компаний в кризис, но на практике мы видим, что эти и прочие меры по высвобождению денежных средств дают существенный, однако не всегда в полной мере реализованный финансовый эффект для украинских компаний.

Проблемный курс

Девальвация гривны и нестабильность обменного курса также являются одними из наиболее серьезных факторов, влияющими на работу реального сектора экономики.

Девальвация национальной валюты и недостаток механизмов хеджирования валютных рисков остаются актуальными проблемами не только для импортеров товаров. Зависимость от иностранных поставщиков сырья, материалов и услуг, большие долги украинских предприятий и банков перед иностранными торговыми и финансовыми кредиторами, невозможность своевременно погашать и обслуживать валютную задолженность, а также обеспечивать непрерывность закупок у иностранных контрагентов, равно как и существенное увеличение себестоимости продукции, товаров и услуг, снижение рентабельности и конкурентоспособности на внутреннем рынке, – все это превращает проблему девальвации гривны в одну из самых острых для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Нестабильность и непредсказуемость обменного курса затрудняет оперативное и стратегическое управление бизнесом. Прозрачность и эффективность бюджетного процесса, а также возможность принятия по-настоящему обоснованных и действенных управленческих решений для любого предприятия, имеющего значительную составляющую валютных доходов и расходов, существенно затруднены.

Недоступные банки

Экономический кризис на Украине и кризис банковской системы (включая отток средств со счетов клиентов и произошедшие дефолты нескольких украинских банков) осенью прошлого года сопровождались целым рядом мер, направленных на усиление контроля над ликвидностью банков. Одной из таких мер стало временное ограничение объемов кредитования, что лишило реальный сектор дополнительных источников пополнения оборотных средств и возможностей финансирования инвестиционных программ.

Несмотря на то что это ограничение было впоследствии отменено, банковский кризис ликвидности, высокая стоимость заемного капитала (от 15% годовых в долларах США и от 23% годовых в гривнах), ужесточение регуляторных требований к залогу, качеству банковских активов, по-прежнему делают банковские кредиты малодоступными для украинских предприятий.

Одновременно уменьшение доходов заставляет компании нарушать долговую дисциплину и увеличивать объемы бартерных расчетов. Нарушение условий расчетов с кредиторами становится самой популярной мерой оптимизации рабочего капитала. Украинские банки констатируют дефицит ликвидности, существенное увеличение процента невозвратных кредитов и необходимость проведения финансовой реструктуризации. Согласно данным Национального банка Украины, проблемные кредиты украинских банков составляют 6,8%, однако эксперты оценивают их реальный размер в 15% и выше. Практически неработающие рынки рефинансирования и M&A неминуемо приведут в ближайшее время к продолжению корпоративных дефолтов, частью из которых являются случаи фиктивных банкротств. К сожалению, банки не смогут решить проблему невозвратов с помощью коллекторских агентств и факторинговых компаний из-за несовершенства действующего законодательства.

В результате банки свои кредиты все равно не вернут, а должники будут пытаться по возможности вывести активы. К тому же несовершенство процедур по несостоятельности и нескоординированные действия кредиторов способны погубить даже жизнеспособные предприятия.

Основная надежда в этой ситуации на понимание сторонами необходимости найти взаимовыгодное решение. Ведь действующий бизнес проблемного заемщика, как правило, стоит больше совокупности составляющих его активов (особенно в условиях рецессии). К такому решению пришли многие российские компании и уже некоторые украинские, реструктуризирующие свои долги. Хотя, конечно, процессы коллективного решения проблем долговых обязательств, основанных на международных принципах, для украинских компаний только начинаются.