В главных ролях: Глобальный вызов

Говоря об украинско-российских отношениях, хочу взглянуть на эту проблему не с позиций бизнеса и/или политики, а с точки зрения того, что объединяет и первое, и второе, – с точки зрения проблем и перспектив инноваций.

Итак, очевидна общность глобальных проблем и вызовов, с которыми столкнулись наши страны: мировой экономический кризис, экологические угрозы выживания и сохранения планетарной целостности, резкое сокращение части трудоспособного населения, проблемы поиска новых источников энергии, воды и т. п. Столь же очевидным является утверждение о разумности и эффективности совместного поиска путей выхода.

Главное, с чего мы могли бы начать, – восстановление интеллектуального базиса для инновационного развития. Интеллектуальная собственность, созданная за последние десятилетия в наших странах, – вот тот первоочередной ресурс, который должен быть оформлен, защищен и мобилизован.

Именно с этих позиций мы сможем ответить на важнейший вопрос современного состояния украинско-российского сотрудничества: сможем ли мы выйти из кризиса сообща на путях опережающего развития или нас поодиночке накроет новая волна нарастающих финансовых, социальных и технологических проблем.

ОБЩИЕ ОШИБКИ

Мы не настолько разные, чтобы не понять, как за последние годы совершили до обидного общие ошибки.

Долгие годы мы не признавали, что пошли по пути квазирешений, садились на сырьевую иглу (с той лишь разницей, что Россия – как страна поставок, а Украина – как страна потребления), и только кризис заставил нас взглянуть в глаза горькой правде.

Действительность такова, что технологический и ментальный базис для развития у России и Украины по-прежнему общий. Поэтому мы должны не коллекционировать и повторять чужие ошибки, а помогать увидеть друг у друга те лучшие инновации, эффективные решения, которые помогут нам сообща подняться.

Наши страны стоят перед глобальным вызовом: или поиск путей устойчивого развития и эффективной конкуренции; или же дорога к дальнейшей деградации остатков инфраструктуры постсоветского наследия.

Это принципиальнейший вопрос, потому что самые развитые страны мира (Швеция, Ирландия, Финляндия, Великобритания, Япония, США) уже либо разработали соответствующие стратегии, либо успешно формируют национальные инновационные системы.

За примерами далеко ходить не надо. Еще в 2005 г. ВВП Финляндии был примерно равен украинскому. А сейчас он более чем на 40% превышает наши показатели, и это при том что численность ее населения в 10 раз меньше. Причина – в ставке на высокие технологии. Политическая машина только обслуживала эту стратегию.

Пока соседние страны становятся по примеру Азии технологическими тиграми; мы продолжаем, как кошка с собакой, рвать на части высокотехнологичную ткань советского научно-технического наследия.

НУЖЕН КРИЗИС

Понадобился глобальный кризис, чтобы объективно взглянуть на нынешнее состояние дел. 10 апреля 2009 г. состоялось выездное заседание кабинета министров Украины в КБ «Южное» им. М. К. Янгеля в Днепропетровске, где была утверждена стратегия развития космической отрасли. Инновационные приоритеты отрасли зафиксированы в более чем трех десятках постановлений украинского правительства. Верховный Совет Украины принял закон, который восстановил льготный режим для предприятий отрасли с 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г.

Особенно хочу подчеркнуть подписание исключительно важного соглашения с РФ о трансфере технологий. Мы фактически разрубили многолетний Гордиев узел политических недоразумений, которые были искусственно привнесены в космическую отрасль.

К чему привел стремительный разрыв единого народнохозяйственного комплекса наших стран без создания эффективных заменителей? К утрате синергии и конкурентоспособности на мировых рынках.

В общем объеме ВВП Украины только 6–7% имеют признаки инновационности, в Евросоюзе – 60%, в Японии – около 70%, а в США этот показатель приближается к 80% отметке. В России ситуация примерно такая же, как у нас.

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ

Сейчас наша главная задача – восстановить инновационную матрицу нашего сотрудничества. Она должна быть ориентирована на те глобальные тренды, которые формируют 6-й технологический (по Кондратьеву) уклад. В его основе – экономика знания и нанотехнологии, космонавтика, электроника, генная инженерия, новая медицина, новая наука о человеке.

Мы должны объективно посмотреть на свое нынешнее место в мире в различных системах глобальных оценок. По многим позициям мы вместе с Россией уже во второй сотне государств. Но есть параметры человеческого фактора, социального капитала и в первую очередь науки и образования, где мы на тех позициях, которые оставляют нам реальный шанс для инновационной перезагрузки наших экономик.

Во-первых, следует точнее определиться с приоритетами инновационного развития. Их у нас насчитывается десяток. В Германии – 5, у Японии – 6. Причем мы должны вести речь о прогнозах не на 5, а на 10, 20 и даже 50 лет, учитывая длину волн технологических циклов.

Именно поэтому правительство Украины и подготовило «Стратегию национальной модернизации» до 2020 г.

Во-вторых, должна быть создана система управления инновационным развитием со стороны государства. В этом отношении учет российского опыта и проблем с созданием госкорпораций и координации совместных усилий исключительно важен.

В-третьих, должна быть разработана финансовая основа поддержки инноваций и организационные инструменты ее реализации. Опыт зарубежных стран, в том числе и российский, говорит о том, что без развитой системы венчурных фондов и частно-государственного партнерства здесь не обойтись.

Если такой механизм будет создан, то $60 млрд, которые находятся на руках у населения Украины и $80 млрд теневого оборота нашей экономики станут в очередь за правом первыми рискнуть на инновационном фронте.

В-четвертых, мы должны сообща защитить созданную в предыдущие годы интеллектуальную собственность, которая по существу оказалась либо бесхозной, либо попадает в руки безответственных лиц. В странах ЕС нематериальные активы составляют от 50% до 80% стоимости имущества предприятий. По экспертным оценкам, в Украине объем незарегистрированных нематериальных активов только на предприятиях составляет от $200 млрд до $250 млрд. Именно это привело к тому, что стоимость капитализации предприятий зачастую снижалась до 80%.

В рамках глобальных инновационных приоритетов государства мы формируем и приоритеты космической отрасли. Важнейшим из них является запуск в 2011 г. на геостационарную орбиту украинского спутника связи, а к 2020 г. резервного аппарата. Мы делаем акцент на этом потому, что более половины мирового рынка космических услуг, который уже сейчас достигает $60 млрд в год, приходится на телекоммуникационные и информационные сервисы. К тому же здесь множество точек соприкосновения с российскими партнерами.

И наконец, самое главное. За годы независимости в Украине было принято сотни государственных программ. Ни одна из них не была выполнена до конца. А инновационный путь требует мобилизации.

На дорожной карте и Украины, и России должна быть обозначена не дорога в Европу или Азию. А единственный путь – в будущее.