В главных ролях: Момент истины для СНГ


НГ переживает явно не лучшие времена. Кризис усилил центробежные тенденции в Содружестве. Общеизвестны трудности во взаимоотношениях России с Украиной. Авария в газотранспортной системе стала причиной конфликта между Россией и Туркменистаном. «Молочный» конфликт России с Белоруссией образовал еще одну трещину в Содружестве. Поэтому перспективы СНГ с таким багажом конфликтов и на фоне кризиса представляются явно неоднозначными.

Чтобы лучше оценить перспективы СНГ, важно не только провести сравнительную оценку текущих экономических показателей, но и проанализировать оперативность и эффективность совместных действий страны СНГ.

Социально-экономические результаты

Основные социально-экономические показатели стран СНГ отличаются значительными расхождениями (см. таблицу). О Туркменистане, к примеру, вообще нельзя ничего сказать. Очень ограниченным кругом показателей представлен Узбекистан.

Лучший показатель по росту ВВП и промышленному производству у Узбекистана: 108,2% и 109,1% соответственно (данные за I полугодие 2009 г.).

Худший показатель по ВВП по итогам января–июня 2009 г. будет скорее всего у Украины или Молдовы. Во всяком случае, по ключевому виду экономической деятельности – промышленному производству – именно эти две страны демонстрируют самые низкие показатели: минус 31,1% и 24,9% соответственно.

Россия также имеет один из худших результатов: минус 13,4% за январь–июнь 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. Объективности ради необходимо признать, что данная оценка, проводимая Статкомитетом СНГ, учитывает только динамику выпуска продукции по базовым видам экономической деятельности. Российский показатель по ВВП – минус 10,4% в первом полугодии 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. Показатели России за август 2009 г. (промышленное производство снизилось на 12,6%, инвестиции в основной капитал на 19,4% и т. д.) являются лишним доказательством того, что российские показатели в числе худших.

Украина же отличается еще и тем, что имеет самое значительное падение по динамике розничного товарооборота – минус 15,2% в январе–июне 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г.

Учитывая значимость фактора потребительского спроса для экономического роста, можно прогнозировать, что и в перспективе Украина будет демонстрировать худшие показатели среди стран СНГ. Конкуренцию ей могут составить только Молдова и Россия.

Совместные действия

Страны СНГ пытаются объединить усилия по противодействию кризису. В начале 2009 г. был подписан совместный российско-белорусский антикризисный план. Этот план предусматривал допуск белорусской продукции на равных условиях на российский рынок и российских товаров – на белорусский. К этому таможенному союзу к концу года присоединился Казахстан, но делать выводы об эффективности этой меры пока рано.

Еще одним антикризисным совместным документом является План по реализации совместных мер государств – членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса. В рамках этой же организации 4 февраля 2009 г. на внеочередном заседании межгоссовета Еврз- ЭС было принято решение об учреждении антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере $10 млрд. Взнос России в этот фонд составит $7,5 млрд, Казахстана – $1 млрд, Киргизии – $1 млн, Таджикистана – $1 млн, Армении – $1 млн. Но полярность сегодняшней социально-экономической ситуации стран СНГ также не свидетельствует о какой-то скоординированности и в целом об эффективности совместных действий.

Антикризисные стратегии

Анализировать антикризисную программу Украины – одна из наиболее нетривиальных задач. Все дело в том, что антикризисная программа Украины до сих пор не утверждена.

Программа антикризисных мер правительства РФ была обнародована 19 июня 2009 г. До этого момента официальной утвержденной антикризисной программы в России не существовало. Программа (план) – это оценка ситуации, определение целей, задач, приоритетов, мероприятий, объемов финансирования, сроков, исполнителей и т.д.

Июньская (2009 г.) программа антикризисных мер правительства РФ – это уже действительно документ программного характера. Но целей как таковых в программе антикризисных мер не сформулировано.

Одна из наиболее проработанных антикризисных программ у Казахстана, она отличатся доступностью и высокой степенью проработанности. В программе упор делается на стабилизацию финансового сектора, что заставляет задуматься об оптимальности выбранного способа достичь поставленной цели по смягчению воздействия кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане.

Выводы

1. Россия, у которой одни из худших текущих социально-экономических результатов, объективно усиливает нарастание центробежных тенденций в СНГ. Слабый центр – слабое Содружество.

2. Эффективной совместной деятельности стран СНГ по противодействию кризису не получается. Об этом свидетельствуют: фактическое отсутствие плана совместных действий, растущее число межгосударственных конфликтов, огромные межстрановые отличия по текущим социально-экономическим результатам, затягивание с формированием и эффективным использованием антикризисного фонда.

3. Оценка с применением индекса антикризисной эффективности подтверждает невыгодное отличие Украины и России от Казахстана, который стабильно демонстрирует более высокие результаты.

4. Кризис для СНГ станет моментом истины.