В главных ролях: Один рецепт для двух экономик

«Деловая Россия»

союз предпринимателей российского бизнеса, работающих в основном в несырьевом секторе. Объединяет предпринимателей из 70 регионов РФ и 35 отраслевых союзов.

Россия и Украина не только тесно связаны исторически, культурно и экономически. Мы все родились в одном «гнезде», и хотя есть центробежные политические тенденции, мы по большому счету остаемся похожими. Как это ни странно, экономики наших стран и те процессы, которые в них происходят, во многом схожи: и там, и там были свои «тучные годы». ВВП и России, и Украины прибавлял примерно по 7% в год – быстрее, чем в мире в среднем два раза. Но в обеих экономиках бурный рост завершился резким падением.

Причина – экономический рост и для России, и для Украины был обусловлен не развитием промышленного производства и внутреннего спроса, а внешними факторами: высокими ценами на сырьевые ресурсы (нефть для России и металлы для Украины) и надуванием спекулятивных пузырей на финансовых рынках. Зависимость от них и привела к этим тяжелым последствиям.

Как только рыночная конъюнктура изменилась в худшую сторону, покатились вниз и цены на сырье – рухнули обе экономики. Россия, как поставщик сырья, оказалась более устойчивой, для Украины падение оказалось намного более болезненным – если наш ВВП упал на 9,8%, украинский – в два раза ниже. И здесь, и там мировой кризис оказался не единственным, а возможно, и не главным фактором падения. Для России гораздо большую роль сыграл кризис издержек – цены на услуги естественных монополий и максимально высокая налоговая нагрузка сделали производство предельно невыгодным. Насколько я могу оценивать экономическую ситуацию Украины – там кризис издержек тоже имел место.

А раз у нас так похожи ситуации, значит, должны быть схожи и пути решения проблем. И самая большая наша проблема – низкая эффективность труда: в зависимости от отрасли в России она на 30–80% ниже, чем могла бы быть.

Причины: морально устаревшие производственные мощности в промышленности и плохо развитая инфраструктура. Я уже говорил и не раз – Россия сейчас даже не индустриальная, а доиндустриальная страна. Мы не только не увеличили свою промышленную базу по сравнению с Советским Союзом – мы откатились очень далеко назад. К Украине последний тезис относится даже в еще большей степени, чем к нам.

У нас так много одинаковых проблем, и лечиться нам надо вместе, развивать бизнес-сотрудничество, создать условия, чтобы наши экономики вытягивал взаимный спрос на товары.

Самое важное: нужно снять административные барьеры, мешающие такому сотрудничеству, в первую очередь, таможенные. Между нашими странами существуют давно установившиеся производственные связи, в основном в военно-промышленной сфере. Их работу осложняют таможенные пошлины, которые производителям приходится платить несколько раз: оборонная продукция – инновационная, и в процессе производства границу она должна пересекать несколько раз. Наше законодательство заточено на экспорт сырья, а не высокотехнологичных товаров, поэтому их производство просто катастрофически невыгодно.

Нужно убрать политические барьеры. Не хочется наблюдать за тем, как два президента обмениваются гневными письмами, – лучше бы они решали более конкретные вопросы. Для бизнеса пользы было бы больше: пока на Украине не стабилизируется политическая обстановка, торговые отношения не войдут в привычную колею, экономики будут лежать на дне. Для бизнеса важны стабильность и четкие правила игры. И тогда мы сможем рассматривать вопрос о более активном экономическом сотрудничестве. Сегодня настало время конкретных шагов и реального участия бизнеса в программах по укреплению экономических взаимоотношений между нашими странами.

Нужно создать условия, которые позволят предприятиям активно создавать новые производства и внедрять НИОКР: полностью или частично освободить новые предприятия от налогов, ввести ускоренную амортизацию, возмещать компаниям затраты на НИОКР. Это будет поощрять предприятия на обновление основных фондов и внедрение новых технологий в производство. Нужно ограничить произвол контролирующих органов, и ограничить жестко, нужно зажать бюрократический произвол: повсеместно ввести принцип «одного окна» и «презумпцию согласия» – если предприятия или физические лица не получили ответа от надзорно-контрольных органов, запрос должен считаться удовлетворенным. Нужно запретить государственным органы повторно требовать один и тот же документ, если этот документ уже предоставлялся.

Помимо этого нужно системно подойти к законодательным вопросам: высокие налоги душат бизнес как в России, так и на Украине. И в целом в России, прямо скажем, налоговая система сегодня работает неважно. Кроме фискальной функции, налогообложение должно стимулировать развитие бизнеса, а этого в России пока очень мало. Может быть, нам всем вместе стоило бы подумать, как улучшить законодательство таким образом, чтобы оно стимулировало экономическую активность и при этом обеспечивало бюджету доход, и сделать совместное предложение нашим правительствам? Нужно ввести льготы: не облагать налогом на имущество в течение трех лет запущенное новое оборудование. Государственно-частное партнерство фактически не работает, хотя инфраструктурные проекты могли бы поддержать экономический рост. Обанкротить предприятие нормально, без вывода активов с тем, чтобы потом у него был шанс восстановить свою работу, практически невозможно. К сожалению, в России мы по многим направлениям очень далеки от того, чтобы считать наше законодательство либеральным и рыночным, у нас еще очень велик уровень коррупции. Да и Украине, думаю, здесь пока нечем особо похвастаться. В обеих странах есть тенденция на либеральное, прозрачное законодательство.

Сейчас, по рейтингу Всемирного банка Doing Business-2009, из 183 стран Украина занимает 142-е, Россия заняла позицию ненамного выше – 120-е. А нам нужно стать комфортными для бизнеса странами! Там, где бизнесу комфортно работать, он принесет деньги и потянет экономику вверх. Без бизнеса, без комфортных условий экономике не вырасти.

Конечно, наши страны не на столько похожи, чтобы принимать полностью идентичные решения. Больше того, нам нельзя действовать совершенно одинаково, потому что, несмотря на все похожие качества, мы все-таки существенно отличаемся. Поэтому наши во многом одинаковые проблемы нам нужно решать с оглядкой на другие, более развитые страны. Нам нужно брать их опыт, использовать его, учитывая при этом интересы ближайших со всех точек зрения соседей.