Игроки: Механизм освобождения от ответственности требует уточнения

Capital Legal Services –

американская юридическая фирма с представительствами в Москве и Санкт-Петербурге, предоставляющая полный комплекс юридических услуг международным и российским компаниям по всем аспектам ведения бизнеса и инвестиционной деятельности в России и странах СНГ.

Основной функцией современного государства является защита конкуренции – одного из ключевых экономических элементов функционирования рыночной экономики.

Вместе с тем, как показывает мировая практика, даже создание относительно эффективного механизма обнаружения и пресечения картелей недостаточно для успешной и результативной борьбы с ними. Во многих правовых системах в дополнение к суровым санкциям¹ в отношении «картельных бонз» закреплены методы, стимулирующие раскрытие антиконкурентных соглашений самими их участниками.

В частности, в США программа освобождения от наказания за нарушение антимонопольного законодательства уже более 30 лет (!) приносит хорошие результаты. Не остается в стороне и Европа, где аналогичные программы действуют как на наднациональном уровне (законодательство ЕС), так и на национальном (законодательство отдельных членов ЕС).

Успешность указанных программ как в США, так и в ЕС предопределяется не только легальным стимулом для участника картеля получить освобождение от ответственности или смягчить свою ответственность, но и налаженным механизмом применения указанных программ, их открытостью и определенной ясностью изложения.

В России программы освобождения от наказания за совершение антиконкурентных действий в виде какого-либо отдельного документа, описывающего все аспекты действия программы, не существует. Однако компании и их служащие, нарушившие антимонопольное законодательство в России, при определенных обстоятельствах все же имеют возможность претендовать и получить такое освобождение от наказания и в России.

К сожалению, условия освобождения от ответственности в России, которые ранее (по сравнению с США и ЕС) можно было назвать либеральными, были значительно модифицированы со вступлением в силу так называемого второго антимонопольного пакета поправок в действующий закон о защите конкуренции и Уголовный кодекс.

На наш взгляд, механизм освобождения от административной и уголовной ответственности, этой осенью предложенный нам российским законодателем, может не только создать сложности с его применением на практике, но и привести к прекращению существования этого института на российской почве².

Механизм освобождения от административной и уголовной ответственности может привести к прекращению существования

этого института на российской почве

Как известно, в США компания и/или служащие компании, обращаясь в компетентный антимонопольный орган, сразу претендуют как на освобождение от штрафов, так и на избежание возможного тюремного срока. В ЕС действующая программа по смягчению наказания гарантирует служащим компании только освобождение или уменьшение суммы штрафа, однако существующие в ЕС и ее странах-членах юридические механизмы позволяют данным лицам избежать также и уголовной ответственности.

В России же к административной ответственности за картельные сговоры привлекает антимонопольная служба, а к уголовной – органы внутренних дел. Обращаясь в ФАС с покаянием, должностные лица компании могут избежать административного штрафа, но подвергнутся уголовному преследованию.

Справедливости ради отметим, что и в России (по крайней мере, гипотетически) участник картеля может претендовать и на освобождение от уголовного преследования, однако шансы получить такое освобождение невелики. Мы убеждены, что императивные условия для освобождения от уголовного наказания, как возмещение причиненного ущерба или перечисление дохода в федеральный бюджет с трудом выполнимы, если не сказать более конкретно, – невыполнимы. Кратко назовем только несколько причин нашего пессимизма: на практике ущерб третьим лицам причиняется компанией – нарушителем конкурентных норм, а возмещать ущерб, как предполагается, должен служащий (пусть даже и в ранге руководителя организации), определение круга пострадавших третьих лиц может растянуться на годы (по крайне мере на срок исковой давности), определение дохода, полученного служащим вследствие нарушения антимонопольных норм, представляется проблематичным, а перечисление дохода в федеральный бюджет дезавуирует идею освобождения от наказания, являясь по своей сути разновидностью штрафа.

Что касается освобождения от административной ответственности, то на нее в России в настоящее время может претендовать только лицо, которое первым обратится в антимонопольные органы, откажется от антиконкурентных действий и представит в антимонопольные органы сведения и документы, которые являются достаточными для установления факта правонарушения. При этом антимонопольные органы на момент получения обращения от лица, ищущего освобождения от наказания, не должны располагать соответствующими сведениями и документами о совершенном правонарушении.

Предложив описанную конструкцию освобождения от наказания, российский законодатель, да и антимонопольный орган до настоящего времени не разработали инструментального механизма работы с такими обращениями. Мы вправе задать вопрос, кто будет first in the door: тот, кто принес весь пакет документов в антимонопольную службу и сдал его в канцелярию, или тот, кто раньше отправил документы в ФАС по почте? И как поступать, если компания – участник картельного сговора прекратила свое участие в нем, раньше других участников картеля активно инициировала процесс сбора документов для подачи в ФАС, но по ряду объективных причин (например, разветвленная филиальная сеть) не смогла быстро его собрать, и другой участник картеля раньше нее обратился в ФАС «за пряником»? Отказывать первому «опомнившемуся»? Как обеспечить конфиденциальность лица, обратившегося в ФАС за освобождением от наказания, и тем самым защитить его от возможных исков третьих лиц?

Список вопросов и наших сомнений мы можем продолжить.

Очевидно одно – механизм освобождения от ответственности требует дальнейшего развития и уточнения. Подгоняемый политической задачей по скорейшему принятию «второго антимонопольного пакета», законодатель качественно не проанализировал рассматриваемый механизм. Мы надеемся, что диалог с антимонопольным органом в отношении данного института будет продолжен, и с помощью профессионального сообщества мы сможем предложить рынку справедливо работающий институт освобождения от ответственности.

1 К примеру, в практике ЕС самый большой штраф, наложенный на участника картельного сговора, составил более 896 млн евро.

2 По информации ФАС, начиная с 23.08.2009 г. (даты вступления в силу «второго антимонопольного пакета») в антимонопольный орган не было подано ни одного заявления на освобождение от ответственности.