Опыт: Бои без правил

РИА Новости

Кризис и ФАС. 10704

заявления о нарушении антимонопольного законодательства поступило в ФАС в 2008 г., что на 12,5 % больше, чем годом ранее

2/3

заявлений были необоснованными – по результатам их рассмотрения было отказано в возбуждении дел

40%

настолько за год выросло число дел, возбужденных ФАС по признакам нарушения антимонопольного законодательства (6541 за 2008 г.)

Экономический кризис придал антимонопольной деятельности особую важность. На растущих рынках найдется место всем. А вот в условиях замедления экономического роста, когда спрос на товары и услуги снижается, конкурентная борьба становится очень жесткой, нередко переходя в бои без правил.

Как показал минувший год, в кризис выживают сильнейшие. Компании, сумевшие пережить финансовые потрясения конца 2008 г. – начала 2009 г., чаще всего укрепили свои позиции на рынке за счет более слабых конкурентов, смытых волной кризиса. Поэтому их возможности для влияния на рынок стали больше, делает вывод ФАС: в кризис служба усилила свое внимание к крупным компаниям и сделала приоритетом борьбу с картелями.

Еще одно последствие кризиса – активная реструктуризация бизнеса. Одни компании тонут, другие пользуются возможностью купить активы за бесценок, третьим активно помогает деньгами государство, способствуя нерыночным сделкам. В результате у ФАС сильно прибавилось работы: распространенное в кризис объединение и укрупнение компаний приводит к тому, что отдельные игроки приобретают слишком большую власть над рынком, а антикризисная помощь правительства часто приводит к ущемлению конкуренции, поскольку предоставляет конкурентные преимущества одним компаниям в ущерб другим.

Неудивительно, что в кризис наблюдался резкий рост нарушений антимонопольного законодательства: если в 2007 г. прирост по сравнению с предыдущим годом был всего 7,1%, то в 2008 г. – уже 28%. Количество дел, возбужденных по итогам антимонопольных расследований, выросло за год на 40%.

О том, что компании стали чаще нарушать правила честной игры, говорит и сумма «оборотных» штрафов, с помощью которых ФАС борется с антиконкурентными действиями монополистов. Сумма подлежащих уплате штрафов в сфере деятельности службы за 2008 г. достигла 13 млрд руб. (список крупнейших штрафов см. таб. 1 на стр. 7).

Как не устает повторять ФАС, самые главные угрозы конкуренции в России – это картельные сговоры и вмешательство в конкурентную среду со стороны государства. Если верить статистике антимонопольного ведомства, кризис сделал эти угрозы реальностью: в 2008 г. на 95% выросло число выявленных нарушений, связанных с согласованными действиями на рынке, на 74% увеличилось число антиконкурентных нарушений со стороны органов власти.

Количество дел, возбужденных за картельные сговоры, увеличилось по сравнению с 2007 г. в 1,5 раза, количество выданных предписаний – в 2 раза. Десятки дел были возбуждены по фактам картельных сговоров на рынке реализации бензина, продуктов питания, строительных материалов.

Чисто российская особенность антимонопольной службы состоит в том, что правительство видит в ней инструмент прямого воздействия на цены. Когда стало ясно, что рыночные методы обуздания инфляции не помогают, правительство отправило ФАС разбираться с нефтяниками, металлургами, торговцами и всеми, кто, по мнению властей, устанавливает «слишком высокие цены».

В итоге в конце 2008 г. ФАС стала напоминать советский Госплан – всерьез обсуждалось административное регулирование цен на лекарства и горючее для сельского хозяйства, развернулись споры о разных вариантах ограничения торговых наценок, а государственное регулирование цен на бензин обсуждается до сих пор.

Служба даже подготовила для правительства специальный документ – «Предложения по механизму сдерживания необоснованного роста цен на отдельные группы товаров». К чести ФАС методы сдерживания цен предлагаются рыночные – с помощью ценовых индикаторов на отдельные группы товаров и развития биржевой торговли.

Еще одна особенность российской антимонопольной службы состоит в том, что с ее помощью правительство рассчитывает победить бюрократию и избавиться от лишних государственных расходов. Насколько реализуема идея борьбы с коррупционерами руками «честных» чиновников – большой вопрос. Но кризис сделал сокращение бюджетных расходов очень актуальным, поэтому ФАС и тут пригодилась. Одно из направлений предполагаемой реформы – это масштабное сокращение бюджетных учреждений, которых в стране насчитывается около 25 000. Это те самые ГУПы и МУПы, многие из которых на деле давно являются бизнес-единицами, продолжая получать деньги из бюджета.

ФАС ведет настоящее наступление на ГУПы и МУПы. В своем докладе правительству служба описывает основные способы увода государственных средств через бюджетные учреждения (доклад опубликован на официальном сайте www.fas.gov.ru). Например, с помощью непрозрачных процедур ГУПы и МУПы передают в аренду землю и строят на ней коммерческие объекты, а потом дают сами себе преимущественное право выкупа этой земли. Объекты недвижимости можно украсть, внеся их в уставный капитал созданной ГУПом или МУПом компании, а потом продать компанию вместе с недвижимостью, отмечает ФАС. При этом из-за несовершенства законодательства правительство даже не вправе вернуть себе незаконно отчужденное имущество.

ФАС в докладе предлагает ликвидировать ГУПы и МУПы (за исключением созданных в стратегически важных отраслях), а все имущество передать в госсобственность с последующей приватизацией. С точки зрения бюджета ликвидация ГУПов и МУПов была бы крайне полезна: помимо того что казне не придется тратить деньги на содержание де-факто коммерческих организаций, серьезные дополнительные доходы может принести их грамотная приватизация. Не говоря уже об экономии, которая возникнет благодаря пресечению разворовывания земли и имущества.

Получится ли это сделать на практике? Вооруженная уголовной статьей антимонопольная служба верит в успех.