Правила игры: Нужна критика


Пока не ясно, насколько тяжелым окажется воздействие экономического спада на благотворительные организации. Исходя из анализа предыдущих кризисов, можно сказать, что между началом рецессии и сокращением пожертвований есть временной лаг.

Однако в любом случае большинству благотворительных организаций придется работать в условиях снижения своих доходов. Согласно результатам исследования, проведенного Ассоциацией благотворительных фондов, группой Charity Finance Directors, Институтом по вопросам привлечения средств и компанией PricewaterhouseCoopers (2009 г.), фондам в лучшем случае удастся сохранить на прежнем уровне финансирование; доходы же от доверительных фондов и корпораций, а также в результате завещательных отказов снизятся.

Наибольшее беспокойство вызывает прогноз пожертвований корпораций: 71% респондентов считают, что они сохранятся на прежнем уровне или снизятся. Но сохранение прежнего уровня уже само по себе означает ухудшение положения организации, так как растут ее затраты, например на привлечение благотворительных средств.

Что касается корпоративных фондов, здесь многое зависит от того, насколько благотворительная программа выгодна компании-донору.

В кризис благотворительные организации должны сокращать затраты. Но нельзя снижать их до бесконечности – операционная модель может оказаться под угрозой. В исследовании «Благотворительная деятельность в условиях экономического кризиса» (июль, 2009 г.), подготовленном исследовательской группой ЦИРКОН, «Форумом доноров», НКО «CAF Россия» и PricewaterhouseCoopers, говорится о том, что возможность сокращения штата сотрудников или приостановку деятельности рассматривают единицы.

Если благотворительные фонды готовы мыслить стратегически, им необходимо критически оценить все аспекты своей деятельности и сделать шаги для повышения результативности и эффективности операций.

Вполне вероятно, что в XXI в. появятся новые модели филантропической деятельности, выходящие за обычные рамки. Возникнут благотворительные организации, которые переймут используемые бизнесом подходы к повышению результативности и эффективности деятельности. Мы станем свидетелями более тесного взаимодействия доноров и получателей пожертвований. Благотворительные фонды будут не столько привлекать средства, сколько предоставлять получателям пожертвований и партнерам консультационные услуги в области управления и сетевые возможности.