Суть дела: Директора и чиновники ответят за все

Вступление в силу поправок в ст. 178 УК РФ, предусматривающих ужесточение наказание за ограничение конкуренции, вызвало активную дискуссию в деловом и экспертном сообществе. По большому счету, новая редакция ст. 178 и другие изменения законодательства в рамках так называемого второго пакета формируют новый ландшафт антимонопольного регулирования.

Теперь ответственность за согласованные действия и неоднократное установление монопольно высокой или низкой цены, необоснованный отказ доминирующего субъекта от заключения договора и ограничение доступа других игроков на рынок несет не только организация. За допущенные компанией нарушения придется отвечать ее руководителю, для которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до шести лет.

Дошло до чиновников

Ужесточение ответственности касается не только бизнеса, но и чиновников. Если раньше чиновников, принимавших участие в согласованных действиях или ограничении доступа компаний на рынок, привлечь к ответственности было практически невозможно, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Государство признало подобные нарушения общественно опасными и предусмотрело уголовное и административное наказание для руководителей органов власти, принимающих такие решения. Согласно новым нормам Кодекса об административных правонарушениях, вступивших в силу летом этого года, должностные лица органов власти и местного самоуправления, действия которых привели или могли привести к ограничению конкуренции, будут оштрафованы в размере до 30 000 руб. В случае повторного нарушения чиновники могут быть дисквалифицированы – лишены права занимать соответствующие должности – на срок до трех лет.

Ведь именно препятствия со стороны органов власти и конкретных чиновников, имеющих, как правило, коррупционную природу, создают основную угрозу конкуренции в стране. В этом смысле ужесточение наказания не только служит профилактикой от существующих угроз, но дает дополнительные стимулы для развития конкуренции.

Вопрос с директорами

Но с точки зрения привлечения к уголовной ответственности сотрудников частных компаний не все так однозначно. По-прежнему в действующем антимонопольном законодательстве сохраняется некоторая неопределенность в составах правонарушения в части монопольно высокой цены и согласованных действий. Именно это и является сейчас предметом оживленных дискуссий. Отсутствие четких критериев добросовестного поведения для участников рынка вызывает вполне оправданные опасения у бизнеса. Кроме того, очевидно, что недостаток ясности того, за что топ-менеджеры крупных компаний могут быть лишены свободы, не добавляет привлекательности предпринимательскому климату в нашей стране.

Главным образом это связано с отсутствием однозначного толкования понятий «монопольно высокая (низкая) цена» и «согласованные действия». Что является монопольно высокой ценой? Кто и на каком основании определяет ее границы? Как быть, если цена выросла в результате ажиотажного спроса, которого на другом сопоставимом рынке не наблюдалось? Какие действия являются согласованными? По каким критериям это определяется? Эти и другие справедливые вопросы представителей российских и зарубежных компаний, экспертов звучали на встрече у министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, которая состоялась 1 октября 2009 г.

Данный вопрос о рисках необоснованного привлечения к ответственности также обсуждался на последней встрече президента Российской Федерации Дмитрия Медведева с предпринимателями 21 октября 2009 г. Президент отметил, что эти риски необходимо исключить из практики антимонопольного регулирования. По итогам встречи Дмитрий Медведев поручил Правительству проанализировать нормы законодательства о конкуренции, административных правонарушениях и уголовных преступлениях, а также практику принятия решений о привлечении хозяйствующих субъектов к ответственности.

Понимая всю важность разрешения этой ситуации, Министерством экономического развития предложено в максимально сжатые сроки определить понятные правила игры и четко разъяснить важнейшие понятия антимонопольного законодательства. Для этой цели в Минэкономразвития России создана рабочая группа по вопросам

разъяснения норм антимонопольного

законодательства о монопольно высокой цене и согласованных действиях под руководством статс-секретаря – заместителя министра экономического развития Анны Поповой. В состав группы вошли представители ФАС, РСПП, «ОПОРЫ России» и ведущие эксперты.

Что дальше

Таким образом, не только государство, но и сами участники рынка смогут сформировать понятные для себя критерии оценки, которые позволят повысить объективность при рассмотрении действий той или иной компании. Еще одним важным шагом является решение о создании механизма по своевременной оценке нормативных актов, ограничивающих развитие конкуренции.

Кроме того, в соответствии с программой по развитию конкуренции запланировано, что к марту 2010 г. должны быть подготовлены изменения в антимонопольное законодательство, в которых могут быть при необходимости зафиксированы позиции, достигнутые на уровне рабочей группы.

К этому же времени в каждом регионе должна быть разработана и принята программа по развитию конкурентной среды, реализация которой начнется уже в понятной для бизнеса системе координат.