Бургас под вопросом

Строительство нефтепровода Бургас – Александруполис может оказаться под вопросом. Болгарии не нравятся экономика проекта и экологические риски

Я считаю, у нас будут проблемы [со строительством нефтепровода], поскольку болгарская сторона настаивает на повышении экологической эффективности проекта», – заявил министр энергетики России Сергей Шматко (цитата по «Интерфаксу»). Кроме этого руководство Болгарии считает, что просто получение дивидендов от проекта не очень выгодно стране, добавил министр.

Правительству Болгарии нужны гарантии экономической целесообразности проекта Бургас – Александруполис и экологические гарантии, подтвердил представитель министерства экономики и энергетики этой страны.

Россия, Болгария и Греция в 2007 г. подписали межправительственное соглашение о строительстве трубы на 285 км из Болгарии в Грецию мощностью 35–50 млн т в год. Проект обеспечит поставки нефти с Черного моря в Средиземное, снизив тем самым нагрузку на проливы Босфор и Дарданеллы, прохождение танкеров по которым затруднено в сезоны штормов и туманов. Оператор строительства Trans-Balkan Pipeline был создан в феврале 2008 г. (51% – у российских компаний, 24,5% – у болгарской, 23,5% – у греческой). Сейчас идет проектирование трубы, ее предварительная стоимость – $1–1,5 млрд. Бюджет на этот год – $6 млн.

Но новое правительство Болгарии во главе с Бойко Борисовым, пришедшее к власти в июле этого года, приостановило реализацию совместных с Россией проектов для ревизии. Кроме нефтепровода это строительство АЭС «Белене» и газопровода «Южный поток». По двум последним проектам Минэнерго не видит больших проблем, говорит Шматко, а вот по нефтепроводу обсуждения продолжатся. В частности, 10–11 декабря в Софии пройдет очередное заседание межправительственной комиссии.

«Экологические проблемы присутствуют в любом проекте, – отмечает представитель Trans-Balkan Pipeline Владимир Немцев, – но они решаются». По его словам, сейчас завершается проектирование нефтепровода с участием американского природоохранного консультанта, после чего каждая из стран-участниц проведет экспертизу, в том числе и экологическую. Тогда и станет ясно, какие существуют проблемы. А до этого все претензии беспредметны, заключает Немцев. Финансовую сторону проекта он комментировать не стал.

Этот проект – своего рода страховка на случай серьезных затруднений с транспортом через турецкие проливы, рассуждает аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин, поэтому острой необходимости в нем нет. А после того как серьезно расширилось экспортное направление на Приморск, да еще решено строить БТС-2, целесообразность строительства этой трубы и вовсе становится сомнительной.