Связь для маленьких

Конкуренция на рынке связи заставляет операторов осваивать низкодоходный сегмент малого бизнеса

В конце ноября пакетные решения для малого и среднего бизнеса ввел лидер корпоративного рынка «Петерстар». Пакетные предложения (от 5900 руб.) для малого и среднего бизнеса в этом году впервые запустил «Метроком». «Северен-телеком» с ноября предлагает малому и среднему бизнесу аренду IT-инфраструктуры. Конкуренция в сегменте обостряется, говорит представитель «Северен-телекома» Екатерина Асинская. ТКТ, вышедшая в корпоративный сегмент осенью 2007 г., с самого начала ориентируется на малый и средний бизнес, офисы которого расположены в домах, охваченных сетью ТКТ. Небольших компаний количественно больше, они быстрее реагируют на новые предложения, передал через пресс-службу гендиректор ТКТ Руслан Евсеев. По его словам, минусы таких клиентов – частая миграция и ликвидация предприятий, которая участилась в кризис. Сегмент перспективен в первую очередь своим объемом, в Петербурге на него приходится до 20% базы «Комстара», в регионах – до 80%, говорит Денис Крамаренко, коммерческий директор Северо-Западного филиала «Комстара». На долю среднего и малого бизнеса приходится около 70% абонентской базы «Вестколл», он приносит примерно 50% выручки, передала через пресс-службу директор петербургского филиала оператора Виктория Тихонова. Но малый бизнес всегда может стать крупным, говорит она.

Гендиректор клиники «Стоматология на Стародеревенской» Клавдия Зайцева рассказала, что постоянно получает от телекоммуникационных операторов предложения перейти на обслуживание, их цена соответствует нынешним затратам. Клиника платит за связь, интернет и техподдержку сайта 19 000 руб. в месяц, оператор – «Праймком».

Для малого бизнеса расценки такие же, как для всех корпоративных клиентов, говорит Зайцева. Малый бизнес платит за услуги телекома столько же, как и крупные корпоративные клиенты, возмущается гендиректор клининговой компании ООО «Сияние» Светлана Гусева. Абонентская плата за телефон для физлиц в среднем 400 руб. в месяц, а ее компания, в которой работает 15 человек, – 1300 руб. и 790 руб. за интернет. Расходы на подключение корпоративного клиента достаточно высоки, сильное снижение тарифов может отразиться и на качестве связи, и на доходах, говорит гендиректор оператора «Миран» Игорь Ситников.

В кризис любые клиенты представляют интерес, говорит Алексей Зеленцов, вице-президент Digital Design, у которого 80% клиентов – крупные и средние компании. Существенным плюсом малого бизнеса является то, что в такой организации гораздо проще достучаться до руководителя, он сам руководит бизнесом и знает все его проблемы и нужды, говорит Зеленцов. Такие компании быстрее принимают решение о смене оператора, согласна представитель компании «ПиН телеком» Ксения Караджа. В сегмент малого и среднего бизнеса операторы идут от безысходности, на уже стабильном рынке крупных компаний конкурировать очень тяжело, замечает она.

Неохотно работают с малыми предприятиями и банки. Малый бизнес часто работает на грани рентабельности и с небольшими объемами продаж, банки не уверены в финансовой устойчивости таких компаний, говорит председатель совета директоров ПСКБ Владимир Прибыткин. Проблемы по одному или нескольким кредитам малого бизнеса не наносят столь значительного ущерба, как один крупный корпоративный заемщик, замечает замначальника управления департамента малого бизнеса Балтинвестбанка Андрей Вавилов. Год-два назад крупные игроки могли игнорировать мелкие малодоходные проекты, а сейчас учитывается любое поступление в бюджет, рассказывает руководитель департамента ERP-систем компании «Рексофт» Дмитрий Жилеев.