Технологии рынка: Доступная оригинальность

Однажды Тим Янг, редактор-фрилансер, проживающий в местечке Махопак, штат Нью-Йорк, набросал на салфетке эскиз дома своей мечты. Янг мечтал о современном просторном доме.

Не желая останавливаться на достигнутом, он даже создал макет будущего жилища – здесь как нельзя кстати пришлись навыки, полученные в художественном училище. А затем проект забуксовал: Янг обнаружил, во сколько ему обойдутся услуги архитектора по разработке чертежей, не говоря уже о затратах на покупку участка и строительство.

В итоге Янг решил купить готовый план дома через интернет за $1000. Внеся в план изменения под заранее приобретенный участок на склоне холма, он практически построил новый дом (сейчас там ведутся отделочные работы). По подсчетам Янга, он сэкономил на услугах архитектора $22000 (13750 фунтов стерлингов). За землю он заплатил $325000, а на постройку дома ушло $650000.

Не обошлось и без проблем, неизменно возникающих в ходе строительства нового дома: получение разрешений, переговоры с местными природоохранными организациями и т.д. Ему до сих пор не верится, что его мечты стали явью. «Все началось с покупки плана», – отмечает Янг.

При постройке нового дома обычно есть выбор – найти подходящую модель из числа существующих девелоперских проектов и по возможности адаптировать ее на свой вкус или же воспользоваться услугами архитектора, который спроектирует дом с нуля. Второй вариант требует значительных финансовых вложений, что делает его недоступным для большинства. Как правило, клиент отдает архитектору 15% от стоимости дома. В США с участием архитекторов строится менее 3% новых домов.

Но для любителей дизайн-проектов существует также третий вариант, который получает все большее распространение: покупаются готовый планировочный чертеж и земельный участок, а затем возводится дом.

Янг приобрел свой план у Houseplans, одной из компаний нового типа, занимающихся разработкой инновационных проектов домов для последующей продажи через интернет. Специалисты компании делают ставку на растущий спрос на современные, нередко модернистские дома у поколения, изучающего проектирование по архитектурным журналам типа Dwell. Нередко с подобными компаниями сотрудничают именитые архитекторы.

Едва ли не самыми известными на сегодня планами домов считаются варианты, впервые предложенные в 1908 г. в каталоге Book of Modern Homes («Книга современных домов») дистрибуторской компанией Sears Roebuck & Company. Кроме 44 проектов домов по цене от $695 до $4115 в каталоге предлагался и перечень строительных материалов. Стоило покупателю выбрать подходящий вариант и разместить заказ – с депозитом в $1, как всего через несколько недель его дом, разбитый на 30000 отдельных упакованных элементов, прибывал в двух товарных вагонах в ближайшее железнодорожное депо. «В солидной инструкции в кожаном переплете объяснялось, как собрать эти 30000 частей воедино», – пишет Розмари Торнтон в своей книге The Houses That Sears Built («Дома, которые построил Сирз»).

По свидетельству Торнтон, в комплект входило примерно 340 кг гвоздей, 83 л красок и лаков, а также 20000 плиток для кровли и обшивки. По оценкам Sears, в 1908 г. за сборку одного из таких домов плотник взял бы $450. Многие из них сооружались самим новым домовладельцем при помощи друзей, родственников и соседей, подобно тому как фермеры коллективно строили амбары.

Сегодня дома из каталога Sears снова входят в моду, они пользуются спросом у клиентов, и цены на них, соответственно, растут. Однако взятая за основу концепция планировки со временем утратила былую привлекательность. Прежде всего это связано со ограниченностью рынка проектных решений. Компаний, продающих планы, хватает – только в США их несколько десятков, но многие из предлагаемых вариантов мало чем отличаются от типовых пригородных домов, которые можно приобрести готовыми к эксплуатации. У потребителей не было особых причин покупать план и самостоятельно вести строительство – особенно если им требовалось что-то необычное, новаторское. Не торопились предлагать действительно современные проекты и девелоперы.

«В отношении планировок сложился негативный стереотип, – признает Стивен Уильямсон, руководитель Houseplans. – Они представлялись дешевкой, которой самое место на нижней полке гипермаркета Wal-Mart, и архитекторы смотрели на эту затею свысока». Однако теперь, во времена кризиса, готовые «синьки» разрабатывают многие известные архитекторы. Впрочем, возможно, не обошлось и без идеалистических побуждений. «Для архитекторов, лелеющих идею модернистов о создании доступных для всех проектов, разработка типовых планов домов может стать одним из способом воплощения своей мечты», – рассуждает Эллисон Эрифф, автор колонки «По проекту» в New York Times.

В июле в Хьюстоне, штат Техас, открылась интернет-компания Hometta, которая предлагает планировки для экономичных, ресурсосберегающих проектов. Ее основатели – строитель и девелопер Марк Джонсон и архитектор Эндрю Макфарленд. Цель фирмы – обеспечить домами, спроектированными архитекторами, людей, которые не могут себе позволить воспользоваться их услугами. Предлагаемые варианты (большинство из которых – планы домов площадью 232 кв. м) продаются по цене около $3000. Портфолио включает работы Дуга Гарофало из чикагского бюро Garofalo Architects, компании Far Frohn & Rojas, имеющей отделения в Кельне, Сантьяго-де-Чили и Лос-Анджелесе, и Кила Моэ, чей «штабелированный дом» с двумя спальнями возвышается над землей на грузовых контейнерах.

«Наши клиенты – это те, кто делает покупки в Target, IKEA и Apple, кто предпочитает экологичный, современный дизайн. Надеюсь, век массовой застройки типовых домов с претензией на шик подходит к концу», – заявляет Джонсон, добавляя, что самая большая проблема, с которой сталкивается его компания, – убедить клиентов в том, что они могут сделать все самостоятельно. «Строительство дома на собственном участке – это долгий и трудоемкий путь», – отмечает он.

Архитектор из Филадельфии Грег Ла Вардера также наблюдает появление новой группы покупателей, интересующихся строительством современных домов. Он продает планы через собственную фирму LaMiDesigns, а также через Houseplans. Эту идею ему подарили первые выпуски журнала Dwell, который начал выходить в 2000 г., затем Ла Вардера стал общаться с читателями журнала на интернет-форуме.

Один из клиентов Ла Вардеры – Колин Смит, строительный подрядчик из Техаса, специализирующийся в дизайне интерьеров. За $1500 Смит купил у Ла Вардеры план дома Plat House и построил себе жилье почти самостоятельно, воспользовавшись незначительной помощью сына-плотника. «Когда жена предложила мне купить план дома, я вначале не был в восторге от этой идеи», – признается он. Теперь Смит доволен результатом – домом открытой планировки площадью 139 кв. м с двумя спальнями, двумя ванными комнатами и террасами с трех сторон. По оценкам Смита, расходы на строительство составили $50000, а общие затраты – $225000.

Компания по продаже планов домов FreeGreen (как следует из названия, уделяющая внимание энергосбережению) специализируется на домах небольшой площади, а некоторые варианты предлагает бесплатно. По словам ее представителей, функциональные характеристики предлагаемых компанией домов на 30–50% выше показателей норм энергоэффективности. На сайте компании есть раздел «Открытые ресурсы», в котором архитекторы могут выставлять планы домов, однако, судя по показателям счетчиков сайта, лишь немногие из них были проданы.

Впрочем, даже купленные планы могут в итоге пылиться на полке. «Просто удивительно, как много людей покупает планы в надежде однажды построить дом своей мечты, а потом бросает их, так ничего и не сделав», – говорит Эрифф.

Возрождение интереса к планам домов наблюдается в основном в США. 80% интернет-трафика и львиная доля бизнеса Houseplans приходится на Соединенные Штаты, хотя заказы поступают и из-за рубежа.

Например, один клиент-британец, проживающий в Бистере, графство Оксфордшир, купил планировочный чертеж традиционного дома с пятью спальнями и пятью ванными комнатами «с элементами европейского, элитного, французского сельского стиля». Генеральный план такого дома стоит $1299. Еще один заказ – на проект коттеджа с верандой площадью 118 кв. м стоимостью $725 – поступил с Бермудских островов.

Российский опыт

На российском сайте Houseplan.ru также можно заказать готовые проекты коттеджей. Хотя их число кардинально меньше, чем на зарубежных сайтах: в прайс-листе представлен список всего из 13 проектов. Для сравнения: американский ресурс Houseplans.com на день подготовки статьи предоставлял выбор из 29198 вариантов. В московском офисе не смогли сообщить дополнительную информацию, ссылаясь на отсутствие руководства. Но другие участники рынка свое мнение высказали. Анатолий Магай, заместитель директора по научной деятельности, руководитель отдела архитектуры жилища ОАО «ЦНИИЭП жилища», кандидат архитектуры, профессор, член Союза архитекторов России: – Признаться, я слышу о такой практике впервые. В 90-е гг. в России была практика продажи готовых типовых проектов со значительной скидкой – примерно на 50% от стоимости разработки, при этом покупатель получал по почте или лично проект в полном составе и, решив вопрос с фундаментом, мог приступать к строительству. Вместе с тем он лишался права на какие-то собственные изыски. Покупатель мог применить проект [только] без изменений. Впрочем, тогда интернет еще был гораздо менее распространен, возможностей для продвижения домов-конструкторов было намного меньше, чем сейчас. Я считаю, что подобная услуга может быть востребована теми, кто оценивает свои доходы как «достаток ниже среднего класса». Владимир Ханукаев, президент компании Greece.ru Property Development: – На мой взгляд, эта услуга в условиях мирового финансового кризиса актуальна для всех стран, в том числе и для России. Она дает возможность значительной экономии денег при строительстве дома, а также позволяет сэкономить время и избежать бумажной волокиты, связанной с согласованиями проектов. Клиент может изменить еще на этапе планирования то, что его не устраивает. В итоге он получит то, что хотел, и так, как себе это представлял.