Франсуа-Анри Пино: «Я хотел возглавлять бизнес», - Франсуа-Анри Пино, президент и гендиректор PPR

Франсуа Пино-старший прославился как удачливый бизнесмен, который воспользовался прошлыми финансовыми кризисами с выгодой для себя и стал миллиардером буквально с нуля. Четыре года назад он доверил семейный бизнес своему сыну Франсуа-Анри. Но на смену отцовской стратегии тот решился только сейчас, а начало глобального кризиса упустил, как и многие предприниматели.
Bloomberg

PPR

Ритейлер. Финансовые показатели (6 месяцев 2009 г.): выручка – 9,24 млрд евро, чистая прибыль – 188,8 млн евро. Основной акционер – принадлежащая семье Пино компания Financiere Pinault через свою «дочку» Artemis (40,8% УК, 56% голосов), остальные акции в свободном обращении. Капитализация – 10,5 млрд евро. На сегмент массового потребления – ритейлеры Fnac, Redcats, Conforama, CFAO, Puma – в 2008 г. пришлось 83% выручки PPR (16,8 млрд евро), в первой половине 2009 г. – 82,2% (7,6 млрд евро). На Fnac и Conforama пришлось в 2008 г. 38,4% выручки PPR (7,8 млрд евро), в первой половине 2009 г. – 35% выручки (3,2 млрд евро). Artemis владеет аукционом Christie’s. Основана в 1963 г. Франсуа Пино-старшим. Развивает бренды сегмента массового потребления (Fnac, Redcats, Conforama, CFAO, Puma) и сегмента люкс (Gucci, Bottega Veneta, Yves Saint Laurent, Balenciaga, Boucheron, Sergio Rossi, Alexander McQueen и Stella McCartney).

Президент PPR Франсуа-Анри Пино планирует продать розничные подотделения компании в Европе, включая популярный магазин электроники Fnac и мебельные магазины-дискаунтеры Conforama. «Чем быстрее мы это сделаем, тем лучше. Наша главная слабость – ритейл. Это бизнес, который нельзя быстро развивать за рубежом, потому что потребителю требуется много времени, чтобы проникнуться любовью к незнакомому бренду», – заявил Пино.

От продажи французских магазинов Пино-младший может выручить около 4 млрд евро. Эти деньги он хочет использовать, чтобы создать новые бренды одежды и аксессуаров, рассчитанные на массового потребителя. Компания планирует заработать около 1 млрд евро за счет листинга своего африканского подразделения потребительских товаров CFAO.

Для PPR, где доля семьи Пино составляет 41%, выход из ритейла означает отказ от бизнеса, который принес половину доходов от общего объема продаж на 20 млрд евро в прошлом году. PPR, долгое время входившая в число наиболее динамично растущих компаний среди «голубых фишек» французского фондового рынка, отказывается от большой части своего бизнеса, чтобы заработать мировое признание.

Проблема с ритейлом в том, что этот бизнес по своей природе скорее местный, чем глобальный. Пусть франшиза Wal-Mart простирается от Чили до Великобритании, три четверти продаж компании все равно совершаются в США. Магазины Fnac компании PPR открыты во многих странах от Европы до Бразилии, но 70% продаж приходится на Францию. Ритейл обеспечивал PPR стабильность продаж. Спрос на микроволновки, книги, кровати и другие товары гораздо устойчивее, чем потребность в модных штучках, часто зависящая от прихоти СМИ. В то же время доходность розничного бизнеса относительно невысока: за первое полугодие PPR с помощью ритейла заработала по 1,7–3,3 цента на доллар, а люксовое направление за то же время – 18,6 цента на доллар.

Но и новая стратегия Пино несет в себе существенные риски. Он делает упор на Gucci Group, включающую в себя бренды Bottega Veneta и Boucheron, в тот момент, когда сектор люксовых товаров находится в упадке. Продажи Gucci Group в III квартале снизились на 6,4% по сравнению с 4,6% роста за тот же период прошлого года.

По стопам отца

Франсуа-Анри Пино родился 28 мая 1962 г. во французском городе Ренн. Окончил школу менеджмента HEC. Карьеру в семейном бизнесе он начал в 1987 г. с должности менеджера по продажам древесины Pinault Distribution. Всю PPR Пино-младший возглавляет с 2005 г. Но он еще не сумел доказать, что так же удачлив, как его отец.

Пино-старшему сейчас 73 года. Его отец был лесником. Университетов Франсуа Пино не заканчивал – даже школу он бросил. Свой бизнес он начал с торговли древесиной на западе Франции в 1963 г. В 1973 г., накануне очередного финансового кризиса, он продал свою Pinault Distribution за 80 млн франков, а год спустя выкупил ее обратно за 5 млн франков. В 1988 г. он вывел компанию на фондовый рынок. А в 1991 г. купил розничную сеть Conforama. Затем обратил взгляд на мир моды. В 1998 г., воспользовавшись кризисом, Пино-старший приобретает аукционный дом Christie’s, а через год уводит Gucci Group из-под носа у LVMH.

За всем этим Пино-младший наблюдал со стороны. Ему в то время было 37 лет, он возглавлял розничную сеть по продаже электроники Fnac. Периодически Франсуа-Анри, увлекающийся техникой, ездил в Японию протестировать новые гаджеты, так что эта работа его вполне устраивала.

Переломный момент наступил в 2003 г., когда отец попросил его возглавить компанию Artemis, управляющую принадлежащими семье акциями PPR. «Мне был 41 год, и я совсем не видел себя в роли простого акционера, я хотел возглавлять бизнес», – признавался Пино-младший.

Именно тогда он задумался о будущем компании. PPR тратила миллионы евро на экспансию Conforama и Fnac за пределы Франции. Тем временем Gucci приносила компании четверть прибыли, не в последнюю очередь благодаря рынкам Азии и Ближнего Востока. В середине 2003 г. Пино с группой топ-менеджеров Artemis разработал план по разделению люксового и ритейлового бизнеса PPR на две компании, каждая со своим листингом на бирже. План развития люксового подразделения был назван «Флобер», ритейлового – «Пикассо».

По собственному плану

Пино поделился этими планами с отцом. Но тот засомневался, что компания сможет выделить достаточно средств, чтобы их хватило на инвестирование в два бизнеса. Пино-младший не сдался и продолжал время от времени обсуждать свои идеи с отцом во время обедов в парижском ресторанчике L’Ami Louis, где последний был завсегдатаем. Во главе Artemis Пино-младший продержался 18 месяцев. В 2005 г. отец уступил ему управление всей PPR.

В 2008 г. Пино, как и многие бизнесмены, пропустил начало финансового кризиса. PPR пришлось сократить более 1800 рабочих мест в розничном направлении. В марте разгневанные сотрудники, лишившиеся работы, заблокировали Пино-младшего в такси и не давали выйти около часа.

Но стоило финансовым рынкам показать «зеленые ростки», как Пино достал свой план из загашника. Команда из 12 менеджеров PPR составила два списка. Первый – 20 возможных покупателей на три ритейловых бизнеса группы. Интерес к сделке есть у ряда суверенных фондов и инвесторов из ЮАР, утверждают источники The Wall Street Journal. Другой вариант избавления от компаний – разместить их акции на бирже, допускает Пино. Во втором списке названа дюжина люксовых и массовых брендов, интересных PPR для поглощения. Чтобы создать массовый продукт, PPR может быть заинтересована в покупке торговой марки, ассоциирующейся со спортивной активностью, например с походами, водными и уличными видами спорта (вроде скейтбординга), рассказывает Пино.

Свадьба в Венеции

Пино-младший женат на голливудской актрисе Сальме Хайек. Она родила от него дочь в сентябре 2007 г., когда их семейные отношения еще не были оформлены. Официально Пино и Хайек вступили в брак в феврале 2009 г. На свадьбе в Венеции присутствовали звезды экрана и мира моды, а также старый друг семьи Пино – экс-президент Франции Жак Ширак.