«Дымка» отечества

Государственная алкогольная компания «Росспиртпром» начала свою работу с национализации водочного бренда «Дымка»

В конце октября «Росспиртпром» стал владельцем водочных товарных знаков «Дымка» и «Дымка люкс», принадлежавших до этого ООО «Слободской спиртоводочный завод» (ССВЗ), говорится в документах Роспатента. В подготовленной в мае презентации для дистрибуторов «Росспиртпром» рассказывал, что «Дымка» должна стать самой дешевой в линейке государственных водок. С июля ее по заказу «Росспиртпрома» производят на Ярославском ликероводочном заводе, с осени – еще и на московском «Кристалле» (оба завода с октября принадлежат банку ВТБ).

Бренд достался компании бесплатно, признался «Ведомостям» первый заместитель гендиректора «Росспиртпрома» Владимир Иванов: «Владельцы ССВЗ согласились добровольно вернуть бывшую государственную собственность». По данным Счетной палаты, раскрытым в отчете проверки работы ФГУП «Росспиртпром» в 2005–2006 гг., ОАО «Слободской спиртоводочный завод» (у «Росспиртпрома» 51% акций) в 2007 г. продало все производственное имущество и права на товарные знаки. После чего предприятие прекратило работу, в отношении его была начата процедура банкротства, а в июле 2009 г. Арбитражный суд Кировской области ввел в отношении оставшегося имущества ОАО конкурсное производство.

Совладелец и гендиректор ССВЗ Анна Узлова (до 2006 г. была также гендиректором ОАО «Слободской спиртоводочный завод») подтвердила «Ведомостям», что компания безвозмездно передала «Росспиртпрому» «Дымку». По ее словам, в 2007 г. ООО «ССВЗ» (самой Узловой в нем принадлежит 20% уставного капитала, 60% через несколько компаний – экс-менеджеру завода Михаилу Кабанову) еще до подачи иска о банкротстве одноименного ОАО выкупило у него все активы, в том числе и товарные знаки. Сумму сделки она не раскрывает, ссылаясь на то, что в момент покупки завод уже находился в предбанкротном состоянии. А на самом заводе в 2005–2006 гг. сменилось семь гендиректоров, вспоминает она.

Согласно распоряжению правительства от 2007 г. о преобразовании ФГУП «Росспиртпром» в ОАО создаваемой компании были переданы контрольные пакеты в 40 компаниях и права более чем на 100 алкогольных брендов. «Но только у «Дымки» оказалось нейтральное название [это позволит уйти от местечковости и создать универсальный федеральный бренд]», – объясняет интерес к бренду заместитель гендиректора «Росспиртпрома» Вадим Касьянов. Устроила госкомпанию и цена вопроса, равная нулю. Рыночную стоимость «Дымки» Узлова и представители «Росспиртпрома» оценить не смогли. «ОАО не работает более двух лет, ООО также выпускало водку только два месяца в 2008 г., после чего налоговая инспекция потребовала вернуть долг в 5 млн руб. и завод встал. Не было денег на покупку новых акцизных марок, а банки отказались предоставить гарантию», – жалуется Узлова. Она считает, что «Дымка» может стать сильным брендом, и напоминает, что выпускающаяся с 1994 г. марка до 2006 г. продавалась по всей России. По словам Касьянова, сейчас перспективы «Дымки» не ясны, особых затрат на ее продвижение «Росспиртпром» не планирует.