«Проф-медиа» готовит IPO

Как стало известно «Ведомостям», медиахолдинг «Проф-медиа» проведет IPO весной следующего года. Деньги от продажи акций «Интеррос» может потратить на погашение кредита ВТБ
Владимир Потанин наконец вернет часть своих инвестиций в медиа/ Д.Гришкин

«Проф-Медиа»

медиахолдинг. акционер: «ИНТЕРРОС». финансовые показатели: выручка – $639,4 млн, EBITDA – $171,2 млн. Управляет сетью мультиплексов «Синема Парк», владеет 75% Rambler Media, контролирует кинокомпанию «Централ партнершип», владеет издательским домом «Афиша», радиостанциями «Авторадио», «Юмор FM», Energy, «Радио Алла», телеканалами «2 х 2» и ТВ3, российскими франшизами VH1 и MTV.

О том, что «Проф-медиа» провела тендер среди инвестбанков на организацию IPO, «Ведомостям» рассказали сотрудники нескольких банков, попросившие об анонимности. По их словам, холдинг разместит в апреле следующего года до 40% акций и уже выбрал андеррайтеров – Merrill Lynch и Credit Suisse. Президент «Проф-медиа» Рафаэль Акопов ограничился лишь словами, что компания давно готовилась к IPO.

Источник, близкий к «Проф-медиа», подтвердил «Ведомостям» информацию о готовящемся размещении и его организаторах, но уточнил, что соглашения с ними планируется подписать в ближайшее время. На LSE будут размещены акции головной компании холдинга, кипрской Prof-Media Investments, – как существующие бумаги, так и новые акции. Пропорция между ними будет примерно равной, точные цифры сейчас обсуждаются, говорит близкий к «Проф-медиа» источник. Возможно, бумаги будут предлагаться инвесторам и на российских площадках, но только когда ФСФР примет все документы, необходимые для размещения российских депозитарных расписок.

Предварительно банки оценили всю компанию в $2–2,5 млрд, говорят собеседники «Ведомостей». Так что «Интеррос» и Prof-Media Investments могут заработать на сделке $0,8–1 млрд. Часть вырученных средств «Интеррос» потратит на погашение кредита ВТБ, рассказал «Ведомостям» один из банкиров. Сумма кредита превышает $3 млрд, и по нему заложены 60% Prof-Media Investments и другие активы «Интерроса». Источник, близкий к группе ВТБ, говорит, что с банком действительно обсуждалась такая возможность. Этим, скорее всего, объясняется и поспешность, с которой «Проф-медиа» проводит IPO, указывает аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина: «Очень нелогично делать это вскоре после делистинга Rambler, который так разочаровал инвесторов».

Выручка «Проф-медиа» в 2008 г. составила $639,4 млн, EBITDA – $171,2 млн. Самым ценным активом холдинга банкиры считают продюсерскую компанию «Централ партнершип», на нее может приходиться 30–45% его капитализации. Собеседники «Ведомостей» отмечают очень хорошие перспективы роста «Проф-медиа», но называют и проблему – Rambler, бизнес которого требует кардинальной перестройки.

Представитель «Интерроса» отказался от комментариев, а источник в этой компании говорит, что ее совокупные инвестиции в «Проф-медиа» составили $1,5 млрд. По его словам, «Интеррос» давно хотел превратить «Проф-медиа» в публичную компанию, но эти планы сдвинулись из-за кризиса.

Основу своей медийной империи Владимир Потанин заложил в 1997 г., когда Онэксимбанк получил контроль над «Известиями», а затем и над «Комсомольской правдой». Сначала газеты были для бизнесмена скорее средством влияния. Но потом Потанина очень впечатлил пример издательской компании Agora: она издавала популярнейшую в Польше Gazeta Wyborcza, и в 2000 г. ее капитализация достигла $1 млрд (тогда капитализация «Лукойла» была менее $7 млрд). Потанин решил повторить «польское чудо», рассказывает директор Центра развития ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко, которого Потанин тогда привлек в проект «Проф-медиа». «Компания создавалась с нуля, ее нужно было структурировать, сделать одним целым, да и состав активов поменялся», – вспоминает он.

О возможном выходе «Проф-медиа» на биржу Потанин заговорил в 2003 г. «Компания, которая имеет оборот $50–100 млн, конечно, вряд ли может рассчитывать на IPO. Компания с оборотом $300–500 млн и капитализацией под $1 млрд – это уже совсем другое дело», – рассуждал он в интервью «Ведомостям». В 2006 г. Акопов рассказал о цели подготовить компанию к IPO или крупной сделке «где-нибудь в 2008–2009 гг.» и оценил холдинг в $0,5 млрд. В том году бизнес «Проф-медиа» значительно расширился – был куплен издательский дом «Афиша» ($20 млн), 54% акций поисковой системы Rambler за $230 млн и три телеканала: «2 × 2» ($30 млн), ТВ3 ($550 млн) и «Рамблер ТВ» ($23 млн). А в конце 2007 г. Потанин сообщил, что «Проф-медиа» будет готова к размещению к весне 2009 г. От газет холдинг избавился. «Мы для себя решили, что бизнес «Проф-медиа» – исключительно развлекательные ресурсы, ни в коем случае не политизированные. Они лучше капитализируются, менее чувствительны к различного рода начальственным пожеланиям», – объяснил тогда он.