Новый русский стал водкой


Как рассказал «Ведомостям» гендиректор торгового дома «Хортица» в России Сергей Величко, компания решила добавить в портфель украинских водок, продаваемых в России, местный бренд. Для этого дистрибутор «Хортицы» торговый дом «Мегаполис» подал заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака Russian new и разместил заказ на розлив водки под этой маркой на щелковском заводе «Столичный трестъ», рассказывает Величко.

По словам Величко, в первые три месяца «Мегаполис» планирует продавать по 1 млн бутылок в месяц по цене около 130 руб. за 0,5 л (в рознице). За девять месяцев 2009 г. компания продала в России 18 млн л «Хортицы» и коньяка «Усовский», дистрибуцией которого «Мегаполис» занялся в мае этого года.

Новый продукт уже заинтересовал ФКП «Союзплодоимпорт» (управляет принадлежащими РФ алкогольными брендами, включая «Русская»). На этикетках водки «Мегаполиса» выделяются слова Russian и vodka, а слово new, расположенное между ними, сливается с фоном. Под этой надписью кириллицей уточняется, что это «настоящая русская». «К нам никто не обращался за разрешением использовать в названии слова «русская водка», поэтому юристы «Союзплодоимпорта» займутся оценкой, не является ли данный продукт контрафактом», – говорит топ-менеджер ФКП.

В зарегистрированном ФКП бренде-этикетке «Русская» указано, что слово «Русская» не является охраняемым. Но само словосочетание «русская водка» с 2003 г. является наименованием места происхождения товара (НМПТ), которое тоже охраняется законом. Кроме ФКП такую надпись на свою водку имеют право наносить только шесть компаний – ульяновский завод «Кристалл», группа ОСТ, «Русский стандарт водка», московский «Кристалл», калининградский ИТАР и МВКЗ «КиН» (у всех есть свидетельство регистрации НМПТ). Величко говорит, что тоже подаст заявку на регистрацию наименования места происхождения, а претензии ФКП считает напрасными. Он настаивает, что его водка называется Russian new, а не Russian vodka.

Выделение на этикетке одним шрифтом словосочетания Russian vodka может быть признано судом нарушением прав обладателей НМПТ, считает адвокат Baker & McKenzie Владимир Шитиков. В этом случае ФКП и остальные шесть компаний могут потребовать уничтожения контрафактной продукции и выплаты компенсации до 5 млн руб. или двукратной стоимости товара, на котором незаконно написаны слова «русская водка». «То, что «Мегаполис» подаст собственное заявление о регистрации наименования места происхождения, на решение суда не повлияет», – считает Шитиков.