Вектор


По итогам 2009 г. рост доходов сотовых операторов от услуг связи не превысит 10%, прогнозируют топ-менеджеры «большой тройки» – МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона», – в то время как в 2008 г. они увеличились на 22%. И это при том, что операторы продолжают подключать все больше клиентов. Например, «Мегафон» за год рассчитывает привлечь 26,5 млн новых абонентов – на 17% больше, чем годом ранее, заявил руководитель департамента продаж и обслуживания компании Игорь Майстренко. Но это лишь валовые подключения – проданные (или розданные) sim-карты, реальных абонентов значительно меньше.

Удлинение репо

Банк России собирается сделать семидневное репо с ценными бумагами основным инструментом предоставления ликвидности вместо однодневного репо, сообщила советник департамента операций на финансовых рынках ЦБ Юлия Снежкова. Семидневное репо соответствует мировой практике, однодневное же Центробанки используют только в экстренных случаях. Переход на новую систему позволит лучше прогнозировать ситуацию с ликвидностью в банковской системе, подчеркнула Снежкова. Не исключено, что ЦБ откажется от репо на год в связи с низким спросом, добавила она.

По статистике ЦБ, в этом году банки совершили операций однодневного репо с ЦБ на аукционной основе на сумму 16,9 трлн руб., а объем операций семидневного репо составил только 2,7 трлн руб.

«Банки привыкли регулировать свою ликвидность однодневными деньгами, но, если ЦБ решит перевести рынок на недельное репо, проблем не будет. Потребность в однодневных деньгах банки могут удовлетворить на межбанковском рынке, который уже выздоровел», – говорит зампред правления Русского международного банка Константин Зырянов. Различия в ставках однодневного и недельного репо минимальны, отмечает он. В нормальной экономической обстановке логично было бы увеличение срока репо ЦБ до двух недель или даже месяца, регулировать ликвидность в течение дня банки должны сами, говорит Зырянов.

Недорогая угроза

Китай и США все ожесточеннее обмениваются антидемпинговыми и заградительными мерами. Последняя инициатива КНР – импортные пошлины на трансформаторную сталь; ставка превысит 20%, сообщили вчера китайские СМИ, добавив, что под эту меру подпадает и Россия. Трансформаторная сталь – один из самых дорогих продуктов у сталеваров. Но российский поставщик – НЛМК уверяет, что для него ставка 4,6%. Плюс это временная мера – на 4–9 месяцев, до конца антидемпингового расследования. А НЛМК не демпинговал и представит свои комментарии Китаю. Если все будет так, пошлина обойдется НЛМК всего в $1–5 млн, посчитала аналитик Deutsche Bank Ольга Окунева. Кроме того, в последние три года Китай не вводил заградительных мер против российских металлургов (были только угрозы). А КНР нужны импортеры трансформаторной стали: в стране только один производитель, он не покрывает внутреннего спроса, очень узок и мировой рынок (в России монополия у НЛМК, в других странах – еще всего четыре поставщика). Но даже если будет худший вариант (как, например, с пятилетними антидемпинговыми пошлинами КНР на холоднокатаный прокат, введенными в 2003 г., на уровне 29%), НЛМК это будет стоить около $80 млн.

Работа над качеством

«Качество» новых абонентов ухудшается, признает Майстренко: все меньше удается привлечь лояльных абонентов. Доля «чистых» подключений от валовых уменьшится с 35% в 2008 г. до 20% в 2010 г., прогнозирует он. Это неудивительно в условиях насыщенного рынка – в России количество действующих sim-карт превысило число жителей еще в июле 2006 г., а по итогам октября 2009 г. проникновение сотовой связи достигло 141% (данные AC&M-Consulting). Поэтому операторы всячески пытаются повысить лояльность абонентов. Но вряд ли запланированные сотни миллионов инвестиций в развитие собственных монобрендовых салонов помогут значительно увеличить долю «чистых» подключений – качественные абоненты уже большая редкость.

Необходимый «Фармстандарт»

Минздравсоцразвития продолжает развивать российскую фармпромышленность, однако сами производители этому не всегда рады. На прошлой неделе министерство представило обновленный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств, а в начале этой исследовательское агентство IMS Health посчитало, как изменятся доли лекарств из перечня в портфелях крупнейших компаний. Так, по данным IMS, процент «необходимых» таблеток в продажах AstraZeneca снизится с 97% до 65%, Boehringer Ingelheim – с 52% до 12%. Зато в продажах «Фармстандарта» вырастет с 31% до 45%. Статус самого перечня при этом остается неясным. Цены на жизненно необходимые лекарства будут регулироваться государством, говорится в готовящемся сейчас законе «Об обращении лекарственных средств», однако никакой компенсации за потерянную маржу Минздравсоцразвития пока не предлагает.