Доходное место: Деньги из отдыха


Отдельных относительно полноценных велнес-центров единицы: помимо уже упоминавшегося Else Club есть еще клубы под управлением ЗАО «Медси Фитнес» (входит в ЗАО «Группа компаний «Медси» – дочернюю компанию АФК «Система») – велнес-центры «Каскад», «Олимпик Стар», еще несколько.

Полноценных велнес-центров в Москве нет. Комплексы, более-менее приближенные к стандартам этого формата, можно пересчитать по пальцам одной руки. Но все это не мешает владельцам этого бизнеса зарабатывать на магии иностранного слова wellness около 15–20% годовых.

Образ жизни

В английском wellness (от well-being и fitness – «хорошее самочувствие») два «л» и два «с». В русском языке от удвоенных согласных отказались. Похоже, что отказались не только от лишних букв, но и от «лишних» требований к велнес-комплексам.

В классический велнес-клуб входят фитнес-центр, SPA-салон, диагностический и реабилитационный центры, банно-термальный комплекс, ресторан здоровой еды и аквакомплекс. И главное лицо в центре – велнес-консультант, своего рода связующее звено между всеми этими частями, рассказывает Дмитрий Киселев, гендиректор велнес-центра Else Club.

Как образ жизни велнес возник лет 40 назад. В 1961 г. появилось понятие, лет 10 о нем никто не вспоминал, кроме узких специалистов. 1970-е годы внесли много изменений в жизнь людей на Западе: резко увеличилась продолжительность жизни, сформировался средний класс, появилась проблема ожирения. И тогда возник интерес к велнесу. По статистике, клиенты велнес-центров в основном старше 40 лет.

В международном понимании велнес – это дом отдыха, куда приезжают на реабилитационные программы, например, после операций, по каким-то медицинским показаниям, говорит Ирина Разумова, президент сети клубов «Планета Фитнес».

Велнес-индустрия включает в себя (но не ограничивается) велнес-клубы, SPA-салоны, фитнес-центры, экотуризм, системы диетологии и здоровой еды и т.д. Это один из самых быстрорастущих рынков в мире. В начале 1980-х гг. объем товарооборота услуг и продуктов индустрии велнеса в США не превышал $20 млрд в год. К 2000 г. он вырос до $200 млрд, что составило половину товарооборота американского автопрома. По мнению экономиста Пола Пилзера, к 2010 г. оборот достигнет $1 трлн. Появление велнес-индустрии как глобального бизнеса сравнивают с конвейерной сборкой автомобилей и рождением персональных компьютеров.

В Москве, по прогнозам Киселева, в ближайшие три года на рынок выйдет 6–7 полноформатных велнес-центров (вроссийских городах-миллионниках их может появиться около 15). Потенциальных потребителей велнес-услуг в Москве – 50000–60000 человек.

По мнению Михаила Якубова, руководителя отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle, в России часто к фитнесу просто механически прибавляют SPA-зону, называя это велнесом. «Велнес как формат в России мне неизвестен. Есть клубы с большими SPA-салонами и дополнительными услугами», – резюмирует Разумова.

Подобных клубов в Москве и области масса. Можно говорить скорее об элементах велнеса в фитнес-центрах, отелях и т.п.: бани, бассейн, SPA. Но в данном случае отсутствует главное действующее лицо – велнес-консультант. Эта профессия молодая даже по сравнению с самими велнес-центрами, и специалистов здесь просто нет. В России пока с клиентом общается в каждом случае отдельный человек: в фитнес-центре – тренер, в диагностическом – врач и т.д.

Инвестиции в здоровье

Возврат инвестиций в этом бизнесе, по данным Киселева, составляет 6–7 лет. «Чем больше SPA-комплекс или велнес-центр, чем лучше он оснащен оборудованием и чем оно дороже, тем дольше окупается проект», – уточняет Юлия Юханссон, гендиректор ГК «Планета красоты». В Москве с учетом высокой арендной платы, по ее мнению, более оправданны объекты меньшей площади. В этом случае окупаемость составляет 2,5–3 года.

По расчетам компании «Планета красоты», затраты на обустройство велнес-центра, если делать большой термальный комплекс, закупать качественное дорогое оборудование, достигают 4000 евро за 1 кв. м. Если ограничиться необходимым минимумом оборудования (душевые кабины, массажные кушетки, оборудование для коррекции фигуры и т.п.), затраты составят от 1500–2000 евро на 1 кв. м.

«Примерно 70–80% от общей суммы ежемесячного дохода уходит на аренду, зарплату, материалы и проч., – рассказывает Юханссон. – Доля аренды достигает 25% от общего объема затрат. Еще 15–20% тратится на расходные материалы – чем выше уровень салона, тем они дороже. Наши поставщики – компании из Франции, Италии, Швейцарии, Великобритании».

По данным NAI Becar, в зависимости от расположения, типа и площади объекта ставка аренды 1 кв. м может быть от $300 до $900 в год, включая НДС. Но надо еще найти подходящее помещение, желательно в центре города и в районах с высоким уровнем доходов населения. Важное требование – наличие парковки и удобный подъезд. Принципиальными являются такие характеристики, как высота потолков (от 4 м), шаг колонн (не менее 9 м), электроснабжение (от 65 кВт), водоснабжение (от 50 куб. м в сутки), хорошая приточно-вытяжная вентиляция и гидроизоляция, перечисляет Маргарита Трофимова, директор департамента консалтинга и оценки NAI Becar. Каждый велнес-оператор предъявляет, кроме того, собственные требования к помещению и инфраструктуре в зависимости от формата (фитнес-центр, SPA) и проводимых процедур (талассотерапия, аюрведа, термальные комплексы и т.д.).

Несмотря на все трудности и затратность бизнеса, интерес к этому сегменту есть. «Мы сейчас общаемся с несколькими инвесторами по поводу строительства и развития велнес-клубов. Не все они из Москвы и даже не все из России, – рассказывает Киселев. – Им проще купить технологии, чем самим разобраться в этом бизнесе».

В России пока нет сетевых операторов и рынок свободен. В фитнесе же на сегодняшний день 40% объема занимают сети, делится руководитель Else Club.

В Nagatino i-Land планируют во 2–3-й очереди разместить велнес-центр, говорит Анна Шишкина, руководитель отдела маркетинга технопарка, под него отведены площади. «Но до завершения 2–3-й очереди – около трех лет, подбор оператора и конкретный расчет инвестиций еще не производились», – добавляет она. По оценкам компании, доходность данного бизнеса составляет 7–14%, основная статья затрат – качественные материалы для проведения процедур, зарплата работникам-профессионалам.

Самый главный риск в премиальном сегменте – сервис. «Если не выстроить систему сервиса, велнес-центр умрет», – уверен Киселев. Клуб, по его словам, наполняется в течение 2–3 лет и главное – чтобы клиенты, придя раз, захотели остаться. «Этот бизнес требует большого внимания к деталям. Можно долго пользоваться его плодами, но только при условии грамотно выстроенного менеджмента», – подтверждает Юлия Юханссон.

В 2007 г. открылся Rixos Royal SPA в ТРЦ «Европейский». Предполагалось, что он станет первым объектом большой сети. Но в 2009 г. комплекс закрылся. Комментарии у компании Rixos получить не удалось, на сайте www.rixosroyalspa.com в списке центров московский адрес указан, но телефон всегда занят. А в ТРЦ «Европейский» на ресепшн говорят, что велнес-центра у них нет, есть небольшой салон красоты. Информация о закрытии Rixos Royal SPA проходила на www.elle.ru.

«Велнес-центр Rixos Royal SPA не выдержал тех арендных платежей, которые выставил собственник ТЦ, – комментирует Юлия Юханссон. – А площадь комплекс занял большую – более 5000 кв. м. Кроме того, откуда там могли бы появиться клиенты – из торгового центра, где делают покупки приезжие? Это не те люди, которые могли бы воспользоваться услугами Rixos».

У Else Club, по мнению Юханссон, не слишком удобное расположение (Покровское-Стрешнево) и высокая цена. «Вероятно, можно предлагать такой велнес в закрытых элитных поселках, но тогда не стоит рассчитывать на быструю окупаемость», – предполагает она.

С кем дружить

По мнению Юлии Юханссон, наиболее удачный формат – сочетание фитнес-центра и SPA-салона: «В городе люди экономят время и предпочитают все услуги получить в одном месте: и поплавать, и сделать оздоровительные процедуры, и поухаживать за внешностью». В 2000 г. небольшой парикмахерский зал и косметический кабинет открылись на 1-м этаже фитнес-центра сети «Планета Фитнес» в Большом Кисловском переулке, а уже в 2005 г. начал работать SPA-салон «Восточный экспресс», сейчас он занимает 1,5 этажа (700 кв. м). Но в своем развитии «Планета Фитнес» не делает ставку на SPA-салон, поскольку он не генерирует клиентских потоков, отмечает Разумова: «Из 15 наших клубов SPA есть только в одном».

По мнению Якубова, хорошие перспективы у велнес- и SPA-комплексов в составе загородных отелей. Есть еще вариант городского отеля со SPA-комплексом, например The Ritz-Carlton (SPA-центр Espa при отеле). Но это менее доходная структура, полагает Юханссон: клиентов из города в такие объекты приезжает намного меньше, чем в фитнес-комплекс. В комплексе Lotte, открытие которого запланировано на начало 2010 г., также планируется большой SPA-салон.

Доступ ограничен

Юлия Юханссон, гендиректор ГК «Планета красоты»:

Юлия Юханссон, гендиректор ГК «Планета красоты»: – Кризис сказался на всей сфере услуг, и мы не исключение. Клиентов стало меньше: кто-то не смог больше платить, кто-то на время кризиса закрыл бизнес и уехал за границу, кто-то занялся спасением своего бизнеса и на SPA не осталось времени. Основные наши клиенты – представители бизнес-сообщества, есть и госслужащие. Салон работает как на членов клуба «Планета Фитнес», так и на внешних посетителей. Члены клуба обеспечивают более половины дохода. Это объяснимо: мы располагаемся на 7-м этаже, доступ к нам ограничен. Тем не менее начиная с 2005 г. поток внешних клиентов постоянно растет. Это бывшие члены фитнес-клуба, их знакомые, посетители с сайта компании. У нас популярны подарочные сертификаты. В декабре около 10% от общего объема доходов приходится на продажу сертификатов. Это большая цифра.

Сделать то, чего нет

Дмитрий Киселев, гендиректор велнес-центра Else Club:

– Идея велнес-комплекса появилась изначально у гендиректора концерна «Крост» Алексея Добашина: сделать в индустрии здоровья и развлечений в России то, чего еще нет. Потом мы долго выстраивали концепцию, параллельно изучая мировой опыт. Смотрели работу SPA-салонов, велнес-клубов, фитнес-центров, аквапарков в Германии, США, Англии, Японии, Китае. И сегодня мы не отстаем от иностранных коллег. Дмитрий Киселев, гендиректор велнес-центра Else Club: – Идея велнес-комплекса появилась изначально у гендиректора концерна «Крост» Алексея Добашина: сделать в индустрии здоровья и развлечений в России то, чего еще нет. Потом мы долго выстраивали концепцию, параллельно изучая мировой опыт. Смотрели работу SPA-салонов, велнес-клубов, фитнес-центров, аквапарков в Германии, США, Англии, Японии, Китае. И сегодня мы не отстаем от иностранных коллег. Площадь Else Club – 5000 кв. м, рассчитан он на 2500 человек. Клиенты велнес-центра – люди с доходом около 5000 евро в месяц. Цена клубной карты – 150000 руб. обычная и 500000 руб. платиновая. Но в Москве живет 88000 миллионеров.