Миллиард потерь

«Ведомости» посчитали, сколько «Транснефть» может потерять в 2010 г. на транспорте нефти по ВСТО: $66 с каждой тонны нефти, почти $1 млрд за год

Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО)

строящийся нефтепровод. Владелец – «Транснефть». Первая очередь (сдается в конце декабря): нефтепровод на 2694 км от Тайшета (Иркутская обл.) до Сковородино (Амурская обл.) мощностью 30 млн т нефти в год, далее половина нефти идет по железной дороге до порта Козьмино, остальное – по ответвлению в Китай. Вторая очередь (сдается в 2012–2013 гг.): 2100 км нефтепровода от Сковородино до Козьмино с одновременным увеличением мощности всей системы до 50 млн т (в перспективе – до 80 млн т в год).

В следующий вторник, 22 декабря, правление ФСТ готовится утвердить сквозной тариф на транспорт нефти по ВСТО – около 1600 руб./т с учетом перевалки на терминалах. А пока служба закончила расчет промежуточных ставок на той же трассе, которые могли бы действовать, если брать нынешний прейскурант РЖД и отдельные тарифы на прокачку и перевалку. В сумме выходит больше 3580 руб./т. Все ставки кроме железнодорожных назвала представитель ФСТ Анна Мартынова – 1582 руб./т (прокачка по трубе от Талакана и терминальные сборы, подробнее см. www.vedomosti.ru). А транспорт по железнодорожному участку до порта Козьмино – еще около 2000 руб., говорят два чиновника ФСТ.

Нефтяные компании в любом случае будут платить сквозной тариф – 1600 руб., который начнет действовать с момента утверждения и в течение 2010 г., уверяет Мартынова, промежуточные ставки нужны для взаиморасчетов «Транснефти» и РЖД. Агентом по сбору денег с нефтяников будет «Транснефть», говорили ранее чиновник ФСТ и сотрудник аппарата правительства. При этом РЖД должна получать около 2000 руб. с каждой тонны, уточнял один из них. А из расчетов ФСТ выходит, что еще 1582 руб. – это себестоимость услуг самой «Транснефти». То есть ее общие потери на маршруте составят около 1982 руб./т, или $66 по текущему курсу ЦБ.

Нефтяников это устраивает: 1600 руб. и нулевые экспортные пошлины для восточносибирской нефти – приемлемо для главного поставщика ВСТО, «Роснефти», заявил вчера ее президент Сергей Богданчиков. Представитель «Транснефти» от комментариев отказался. Но чиновник ФСТ уверяет: монополия в убытке не останется, все ее расходы компенсирует индексация тарифов на других направлениях.

Общие потери «Транснефти» на ВСТО могут составить в 2010 г. 29,7–30 млрд руб., посчитал аналитик Банка Москвы Денис Борисов. В этом году ее выручка от транспорта нефти ожидается на уровне 300 млрд руб., т. е. для покрытия потерь на восточном нефтепроводе нужно поднять тариф на западных направлениях на 9,9% плюс корректировка на 9–10% инфляции, в сумме – около 20% роста. Чиновник ФСТ говорит, что индексация может быть и меньше – около 15%, решение также ожидается 22 декабря.