Профсоюз не советуется

У работников «АвтоВАЗа» по новому коллективному договору меньше льгот. Протестовать бесполезно: администрация и профсоюз подписали договор без публичного обсуждения
О.Антонов

Социальные потери. 1,5

млрд руб. будет выделено «АвтоВАЗом» на финансирование соцпрограмм для работников в 2010 г., сообщил Карагин. В 2009 г. на эти цели было заложено около 1,8 млрд руб.

ОАО «АвтоВАЗ»

автоконцерн. акционеры (голосующие акции) – «Тройка диалог» (24,82%), «Ростехнологии» (25,1%), Renault (25%). финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2009 г.): выручка – 53,1 млрд руб., убыток – 19,4 млрд руб.

Новую редакцию коллективного договора, который будет действовать до 31 декабря 2010 г., вазовцам представят 18 декабря, сообщил «Ведомостям» руководитель заводского профсоюза Николай Карагин.

Теперь работницы смогут уходить в декретные отпуска лишь с семи месяцев беременности (в соответствии с российским законодательством), а не с 4,5 месяца, как раньше, рассказывает Карагин. Благотворительные пособия многодетным семьям, инвалидам, опекунам несовершеннолетних и одиноким пенсионерам будут платить не дважды, а один раз в год. Завод не будет бесплатно кормить рабочих третьей смены, чернобыльцев, контролеров и охранников службы безопасности, но 60% стоимости питания «АвтоВАЗ» оплатит всем работникам, говорит руководитель профсоюза.

Отменена и корпоративная пенсия, которая у некоторых достигала 300 000 руб. (размер зависит от стажа). При выходе на пенсию работник половину суммы получал сразу, а остальное, разделенное минимум на пять лет, приплюсовывалось к пенсии по возрасту примерно по 10 500 руб. ежемесячно, говорит Карагин.

В этом году при оптимизации численности персонала на пенсионные выплаты для 15 000 человек ушло более 2 млрд руб., отмечает Карагин. По его информации, на заводе осталось 1000 пенсионеров и еще столько же работников предпенсионного возраста. Но у них был выбор: уходить сейчас и получить выплаты или не получить вовсе, добавляет он. «Завод в тяжелой ситуации, и деньги, выделяемые государством, мы должны направить на развитие предприятия, а не проесть их», – настаивает профсоюзный лидер.

Возвращения к индексации зарплат не будет и в 2010 г. Этот пункт договора был заморожен еще в январе, напоминает Карагин. В 2008 г. из-за инфляции зарплату работникам повышали четыре раза, в целом на 20%.

Пресс-служба «АвтоВАЗа» не комментирует изменения в колдоговоре до его обнародования.

В 2010 г. компания планирует продавать работникам собственные автомобили со скидкой в 5% от рекомендованной цены (от 161 436 до 357 107 руб. на разные модели), отметил сотрудник пресс-службы. По его словам, эта программа должна заменить другую – «50/50» (замороженную в июле). Половину стоимости авто рабочие выплачивали сразу, половину – в течение двух лет, ежегодно продавалось примерно 5000 авто (данные пресс-службы). В 2010 г. по новой программе продадут около 3000 машин, говорит Карагин.

Главную задачу на этот год – не допустить массовых сокращений – профсоюз выполнил, а в новом договоре пытается «найти баланс» с руководством, гордится Карагин. Если бы руководство избавилось от посредников при поставке комплектующих, то смогло бы и решить финансовые проблемы предприятия, и не сокращать льготы, возражает лидер независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев. «Единство» имело право участвовать в согласительных комиссиях при обсуждении коллективного договора и намерено опротестовать документ, заявляет Золотарев. Но, по словам Карагина, 10 декабря договор был официально зарегистрирован. Вазовский профсоюз имел право подписывать договор и опротестовать его другой профсоюз или сами работники не могут, говорит свободно практикующий юрист Олег Шеврин.