Итоги года: Инвестиции отложены

Кризис привел к снижению производства практически на всех петербургских предприятиях. Планы модернизации откладываются на неопределенный срок

Ни одна отрасль петербургской экономики не смогла удержать позиции в 2009 г., кризис затронул всех, говорит эксперт Леонтьевского центра Лев Савулькин. По его прогнозу, ВРП Петербурга по итогам 2009 г. снизится не менее чем на 8% по сравнению с 2008 г. В прошлом году объемы промышленного производства снизились за год примерно на 30%, оценивает президент городского Союза промышленников и предпринимателей Анатолий Турчак. В первую очередь кризис коснулся тяжелой промышленности, доля которой в ВРП – около 60%, но легкая и пищевая отрасли также снизили объемы.

Руководитель одного из петербургских машиностроительных холдингов говорит, что в этом году его предприятия работали только по контрактам, заключенным в 2007–2008 гг. Идут переговоры о новых договорах с государственными монополиями, но пока они не подписаны, рассказывает он. Больше всего сократились экспортные заказы, говорит сотрудник другого машиностроительного предприятия.

Индекс промышленного производства в Петербурге за 10 месяцев 2009 г. составил 76,8% к тому же периоду прошлого года, свидетельствуют данные Петростата. Индекс производства машин и оборудования снизился за январь – октябрь на 22,7%. Машиностроительный сектор в стране снизил объемы примерно на 25%, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. По ее словам, в ближайшие год-два машиностроители могут рассчитывать только на заказы, финансируемые за счет бюджета или из средств государственных корпораций.

Инвестпрограммы по модернизации и расширению мощностей промышленных и энергетических компаний из-за резкого удорожания кредитных ресурсов были свернуты во всем мире, поэтому машиностроительная продукция оказалась невостребованной, объясняет Сахнова. Спад привел к невозможности модернизировать технологии, рассуждает Савулькин. В результате кризиса выживут только самые эффективные производители, а основу петербургской промышленности составляют старые предприятия, построенные в советские времена, считает он.

Топ-менеджер одного из электротехнических заводов рассказывает, что в 2007–2008 гг. руководство завода рассматривало вариант продажи земли, на которой расположено предприятие, девелоперам под строительство жилья. Около половины территории предприятия не используется в производстве, оборудование срочно нуждается в модернизации, говорит он. На вырученные деньги – тогда участок стоил около $50 млн – завод собирался построить новые компактные цеха с современным оборудованием за чертой города, что увеличило бы его рентабельность вдвое до 10%. Но кризис разрушил эти планы – земля оказалась никому не нужна, потенциальный покупатель обанкротился, сетует он.

А руководитель машиностроительного холдинга рассказывает, что в начале 2008 г. решил купить новое оборудование в один из цехов стоимостью $10 млн, но уже через полгода ему пришлось отказаться от этих планов и выплатить около $1 млн неустойки иностранному производителю станков. Шанс предприятий пищевой отрасли на экспансию и модернизацию был предоставлен предыдущим кризисом в 1998 г., рассуждает коммерческий директор молочного комбината «Пискаревский» Георгий Житмарев. Но в 2009 г. отрасль почувствовала снижение доходов населения, и объемы производства стали падать. По его оценке, выпуск пищевых продуктов в городе снизился за год примерно на 10%, в первую очередь за счет высокомаржинальной продукции. Примерно на 10–15% вырос спрос на простые дешевые продукты в экономичной упаковке, на столько же приблизительно снизилась потребность в деликатесах, оценивает топ-менеджер одного из городских хлебозаводов. Люди стали экономить на второстепенных по важности продуктах, пива теперь продается примерно на 5% меньше, сетует сотрудник одной из пивоваренных компаний. По данным Петростата, индекс промышленного производства в пищевой промышленности по итогам 10 месяцев – 85,2%.

Пищевая промышленность будет восстанавливаться быстрее остальных секторов, прогнозирует заместитель управляющего директора ИК «Ленмонтажстрой» Денис Демин.

Снижение промышленного производства и потребительского спроса потянуло за собой снижение спроса на услуги, в первую очередь – на транспортные, говорит руководитель «Центра стратегических разработок Северо-Запад» Владимир Княгинин. По данным комитета экономического развития, доля транспорта в структуре ВРП – около 10%. От сокращения импорта в первую очередь пострадал рынок контейнерных перевозок, рассказывает вице-президент Национальной контейнерной компании Егор Говорухин. По данным администрации порта Санкт-Петербург, за 11 месяцев поток контейнеров, перегружаемых петербургскими стивидорами, упал на 25% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Сокращение издержек и рост выручки считают самой важной операционной задачей бизнеса большинство компаний, опрошенных KPMG (см. врез). Второй приоритет – доступ к инвестиционным ресурсам. Самый эффективный способ борьбы с затратами – сокращение персонала, говорит заместитель гендиректора консультационной фирмы «Альт» Сергей Печерский. В расходах предприятия доля затрат на персонал доходит до 50%. Массовые увольнения пришлись на конец прошлого – начало этого года, рассказывает руководитель машиностроительного холдинга, но предприятия старались не увольнять людей, а отправлять их в неоплачиваемый отпуск – никто не знал, когда рабочие могут понадобиться снова.