Итоги года: Регион несогласных

Жители Северо-Запада готовы выйти на улицы, чтобы отстаивать свои права. Пока петербуржцы защищают исторический облик города и малый бизнес, в регионах борются за зарплату и работу

Среди жителей Северо-Запада протестные настроения сильнее, чем в среднем по стране. По данным опроса ВЦИОМ, 38% жителей Северо-Запада считают протесты вероятными, а 37% согласны их поддержать. В России таких лишь 25%. Именно на Северо-Западе прошли резонансные протестные акции, люди увидели, что таким образом можно решать социальные проблемы, объясняет руководитель управления политических исследований ВЦИОМ Степан Львов.

Дайте денег

В июне около 300 жителей г. Пикалево перекрыли федеральную трассу из-за того, что три предприятия, на которых работает большая часть населения, остановились и не выплачивали зарплату. Через день премьер-министр Владимир Путин приехал в Пикалево. Он заставил собственников предприятий подписать договоры о ценах на сырье и запустить заводы. В этом году из-за невыплаты зарплаты протестовали также рабочие петрозаводского завода «Авангард», работники банкротящегося «КД авиа» в Калининграде, сотрудники оборонного судоремонтного завода в Росляково (Мурманская обл.).

По оценкам директора петербургского филиала ГУ-ВШЭ Александра Ходачека, в России до 700 монопрофильных поселений, на Северо-Западе с учетом моногородов, поселков городского типа, военных городков – около 150. В случае остановки предприятия или отсутствия финансирования там наступает мгновенный коллапс, говорит эксперт.

По его словам, к протестам людей в регионах подталкивает не только потеря работы, но и отсутствие перспектив, возможности самореализации и влияния на власть на местном уровне.

По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 66% жителей Калининградской области и 47% жителей Коми отмечают, что недовольство властями, руководством растет, в Петербурге недовольство властями видят лишь 35%. В Коми недиверсифицированная экономика, большое число моногородов, а в Калининградской области экономика зависима от импорта, в кризис ее положение оказалось одним из самых тяжелых, объясняет Ходачек.

Спасти город

В Петербурге готовность к протестам – самая низкая на Северо-Западе: лишь 17% респондентов готовы участвовать в массовых акциях, свидетельствуют данные ФОМ, опросившего в июне и ноябре 2009 г. 5000 человек на Северо-Западе. Тем не менее в начале октября около 2000 петербуржцев вышли на митинг против возведения 400-метрового небоскреба «Охта центра», который испортит исторический облик города. Через несколько дней после митинга Росохранкультура инициировала прокурорские проверки законности превышения высотного регламента на Охте.

В этом году предприниматели выступали против давления на малый бизнес, в частности выселения Хасанского рынка. После очередного протеста вице-губернатор Михаил Осеевский встретился с участниками акции и пообещал им торговые места в комплексе, который должен заменить рынок. Из-за выступлений жителей, защищающих от застройки сквер рядом с их домами на Комендантском проспекте, администрация города отменила постановление о строительстве.

В Петербурге протесты скорее эстетического и политического свойства, в отличие от региональных они не связны с кризисом, тогда как региональные акции имеют экономические причины, замечает Ходачек. Петербуржцы, по его словам, имеют меньший протестный потенциал из-за более высокого уровня жизни, более емкого рынка труда: «Активные протестующие растворяются в основной массе успешных и спокойных горожан». В городах люди пассивны, они боятся расшатать обстановку, отмечает Степан Львов. Жители столиц обладают большим конформизмом, многие из них стремятся сделать административную карьеру или сохранить бизнес, а в регионах острее стоят проблемы, связанные с выживанием, согласен исполнительный директор консультационной фирмы «Интерконсалт» Сергей Ковалев.

Житейские вопросы

По данным соцопросов, наибольшее возмущение у людей вызывают низкий уровень жизни, снижение зарплат, сокращения и коррупция. Протестные настроения усиливаются по самым приземленным вопросам: увеличение коммунальных расходов при сохранении низкого качества этих услуг, повышение транспортного налога, на фоне снижения доходов они касаются абсолютного большинства активного населения, отмечает Ковалев. Раньше на марши несогласных собирались борцы за демократию, а теперь к ним присоединились и те, для кого политика – в доступности работы, еды и бензина, а эта категория значительно более склонна к резким формам протеста, считает Ковалев. В целом количество людей, обладающих протестным запалом, снижается, это не означает, что проблемы, вызывающие рост такого запала, решены и в дальнейшем не вызовут новую волну протеста, полагает социолог Кирилл Островский из ФОМ.

Всплеск протестных настроений пришелся на февраль – март этого года, сейчас ситуация не очень благоприятная, но стабильная, говорит Львов из ВЦИОМ.