Точка зрения: Неэффективное энергосбережение


В конце ноября вступил в силу закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Ключевая задача, которую он призван выполнять, – стимулирование граждан, предприятий и бюджетных учреждений к экономии энергоресурсов.

Kamstrup A/S

– компания по производству ультразвуковых приборов учета тепловой энергии. Производство и головной офис компании находятся в Дании. Продукция Kamstrup представлена дистрибуторами в 60 странах. Дочерние предприятия работают в России, Голландии, Польше, Норвегии, Англии и Франции.

Одним из основных способов достижения цели является регламентация в законе обязательной установки приборов учета энергопотребления (статья 13). Юридические лица обязаны оборудовать занимаемые помещения узлами учета до 1 января 2011 г., собственники жилых помещений – до 1 января 2012 г. Но могут ли гарантировать эти меры снижение расхода энергии?

Сами по себе приборы учета не экономят ресурсы, но создают главное условие для того, чтобы потребитель к этому стремился. К примеру, в оттепель выгоднее прикрыть вентиль радиатора, нежели охлаждать помещение через открытую форточку. Ведь с теплосчетчиком каждая гигакалория буквально конвертируется в рубли.

О преимуществах строгого учета свидетельствует многолетний европейский опыт. Поскольку Kamstrup – датская компания, пример Дании нам наиболее близок. Проведенный там эксперимент показал, что гарантированный уровень снижения теплопотребления после установки приборов учета тепла в жилых домах достигает 15–17%. Причем для районов с индивидуальной и малоэтажной застройкой этот показатель составляет 30%. Можно ожидать, что российская экономика получит схожие результаты.

Однако же способы реализации идеи всеобщего «оприборивания» России вызывают опасения. До тех пор пока установкой счетчиков будет заниматься потребитель, ни порядка не будет, ни энергоэффективности мы не добьемся. Приборы учета тепла должны закупаться и устанавливаться только тепловыми сетями. А оплачиваться – через постоянную составляющую тарифа.

Закон же закрепляет следующую схему: оборудование оплачивают потребители, приобретают и монтируют ДЕЗы (или другие организации, имеющие лицензию на соответствующие работы), а эксплуатируют тепловые сети. Существующий порядок не только многократно усложняет процедуру установки. Вопрос контроля качества выбранного оборудования и его обслуживания остается нерешенным. В результате мы можем получить формально установленные, но не работоспособные узлы учета.

Возвращаясь к датскому опыту, нужно пояснить, что в этой стране приобретение, монтаж и эксплуатация теплосчетчиков находятся в руках предприятий тепловых сетей. Это обеспечивает единство измерений, легкость обслуживания и возможность дальнейшей диспетчеризации. Баланс интересов потребителей и теплоснабжающих компаний обеспечивается при помощи двуставочного тарифа. Одна его часть – постоянная – гарантирует возврат расходов тепловых сетей на обслуживание оборудования (в том числе и на установку и эксплуатацию узлов учета). Переменная часть напрямую зависит от фактического расхода тепла каждым абонентом. При этом теплоснабжение в Дании по закону бесприбыльно. Вся прибыль возвращается потребителям в конце года или переводится на следующий год для снижения цен на тепло.

Позитивный опыт Дании, кстати, признан многими странами Западной Европы на законодательном уровне. Директивой ЕС направления энергетической стратегии этой небольшой страны признаны общеприменимыми для стратегий модернизации ТЭКа всех стран Европейского содружества. Почему бы и России не воспользоваться этим опытом?