Клуб финансистов: Всегда быть прагматиком

Многие рассуждают, что ситуации, более тяжелой, чем в конце 2008 г. и в 2009 г., быть не может. Они заблуждаются. Но я убежден, компаниям всех, без исключения, отраслей экономики, определяя принципы финансового менеджмента на следующий год, стоит обратить внимание на два следующих принципиальных момента.

ГК «АвтоСпецЦентр»

создана в 1998 г. (дилер Audi, Infiniti, Nissan, Skoda). В 2008 г. реализовала 15297 новых автомобилей (рост за год около 109%). Оборот в 2008 г. – 22,341 млрд руб., по итогам 9 мес. 2009 г. – 13,158 млрд руб. EBITDA: в 2008 г. – 574,884 млн руб., по итогам 9 мес. 2009 г. – 627,744 млн руб.

Первый момент – необходимо опираться на реальность и продолжать совершенствовать бизнес. С точки зрения финансовой стратегии 2010 г. должен стать годом глухой обороны на стагнирующем рынке. И значит, на управление финансами стоит смотреть через призму реалий, а не сверхоптимистичных прогнозов и иллюзий. В 2009 г. было даже проще: все решения в финансовом менеджменте лежали на поверхности (сокращение издержек, рефинансирование, сворачивание инвестпрограмм). Сейчас же придется проявить большую изобретательность для повышения эффективности бизнеса.

Я вижу несколько приоритетных направлений финансового управления, работа по которым должна идти в режиме нон-стоп. Во-первых, это реструктуризация задолженности. Причем, несмотря на улучшение положения с ликвидностью в банковской системе, требования банкиров только возрастают, и, значит, финансистам придется искать новые, нетривиальные решения. Во-вторых, работа над ростом ликвидности компании. Сюда относятся прежде всего оптимизация складов и четкое отслеживание дебиторской задолженности. И тут у финансового директора, как правило, возникает противоречие с коммерческими подразделениями, которые считают, что им мешают продавать, ужесточая требования. ДЕРЖИТЕ УДАР! И наконец, необходимо принимать активное участие в работе по реинжинирингу бизнес-процессов. И не стоит верить тем, кто говорит, что все возможное уже сделано и компания эффективна на все 100%. Предела совершенству нет.

Теперь о втором важном моменте. Я бы назвал его программой перенастройки бизнеса. Кризис рано или поздно закончится. Финансовый директор должен быть готов буквально в любую минуту перенастроить всю финансовую систему компании на рост. Очень важно уловить даже слабые сигналы подъема – в выигрыше окажутся те компании, которые первыми смогут стартовать при начинающемся росте экономики.

И главное, что мы должны для себя уяснить, – никогда не забывать об эффективности. Даже когда рынок бешено растет, необходимо понимать, что завтра ситуация может поменяться и вместо +60% за год ты получишь падение на 60%. Выживает в сложные времена только тот, кто прагматичен и эффективней.