Страховой рынок: Добропорядочному бизнесу нечего бояться

С принятием второго антимонопольного пакета законов в 2009 г. завершился процесс модернизации антимонопольного законодательства, начатый в 2006 г.

Поправки в закон «О защите конкуренции» и Кодекс об административных правонарушениях» (КоАП) предусматривают снижение порога доминирования независимо от рыночной доли хозяйствующего субъекта, если лицо может оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке.

Также в законе прописана норма, согласно которой при определении монопольно высокой цены товара будет использоваться как затратный метод исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и метод сопоставимых рынков (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке).

Закреплен уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по структурному основанию (лицо владеет более чем 50% общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества).

Поправки также уточняют положения ст. 11 (запрет на соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию) в части ее применения к вертикальным соглашениям хозяйствующих субъектов.

Кроме того, вводится уведомительный порядок контроля за сделками по приобретению лицами акций (долей), прав в отношении финансовых организаций.

Уточнен порядок проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

В КоАПе конкретизируются отдельные положения программы освобождения от административной ответственности за заключение и участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях. Впервые вводится в качестве меры административной ответственности дисквалификация в отношении государственных и муниципальных служащих.

В конце октября 2009 г. вступила в силу новая редакция ст. 178 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, в частности за участие в картельном сговоре и неоднократное (три раза за три года) злоупотребление доминирующим положением. Это норма введена для того, чтобы неотвратимость наказания за особо опасные нарушения стала очевидной. При этом мы отмечаем, что добропорядочному бизнесу нечего бояться.

Пару слов про то, как будет применяться уголовная статья. У ФАС нет и не будет полномочий самой возбуждать уголовные дела. У нас нет оперативно-розыскных функций, эти дела будут возбуждать правоохранительные органы. Однако они не смогут это сделать, пока антимонопольный орган не признает компанию нарушившей антимонопольное законодательство. После этого решение ФАС должно быть подтверждено судами всех инстанций, и потом только, если суд подтвердит правоту ФАС, материалы дела будут переданы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела. Это длительная процедура, поэтому ожидать массовых и быстрых «посадок» в тюрьму не стоит. Во многом это предупредительная мера, сигнал для общества и бизнеса, что делать нельзя.

Ситуация на страховом рынке

В апреле этого года вступило в силу постановление правительства РФ № 386 «Об утверждении общих исключений в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями».

Согласно этому постановлению соглашение признается допустимым, если принимаются полисы любой страховой компании, отвечающей требованиям банка к страховым организациям (требования направлены на оценку финансовой устойчивости, платежеспособности и раскрытие информации о собственниках), а также условиям предоставления страховой услуги (не содержат явно обременительных для заемщика условий). Кроме того, заемщик должен быть проинформирован о возможности выбрать любого страховщика, удовлетворяющего требованиям банка. Срок действия этого постановления – 5 лет.

ФАС также предлагает внести изменения в закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в части закрепления следующих положений: повышение финансовой устойчивости страховщика путем расширения перечня обязательных для него нормативов и нормативное установление минимальных стандартов страховой услуги.

В настоящее время ФАС разрабатывает проект постановления «Об утверждении общих исключений в отношении отдельных видов соглашений между страховыми организациями». Подготовка этого проекта постановления ведется совместно с Минфином, ФССН и страховым сообществом. При его разработке учитывается международный опыт Европейского союза – Регламент Европейской комиссии № 358/2003 о применении ст. 81 (3) Договора о ЕС к отдельным категориям соглашений, решений и согласованных действий в страховом секторе. Сейчас проект постановления направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Другая наша инициатива связана со внесением изменений в постановление правительства от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств их структуры и порядка применения страховщиками» в части уточнения структуры тарифной ставки в целях создания условий для ценовой конкуренции страховых компаний в рамках «тарифного коридора». Мы намерены продолжать диалог по открытию верхней планки тарифов по ОСАГО.

Контроль за экономической концентрацией

В этом году мы отмечали две основные тенденции по вопросам слияний и приобретений: во-первых, активизировались горизонтальные приобретения на страховом рынке, во-вторых, происходит реструктуризация активов в рамках страховых групп. В 2007 г. служба выдала 97 разрешений на сделки, в 2008 г. – 61, в первом полугодии 2009 г. – 45.

На федеральном рынке по отдельным отраслям и видам страхования складывается следующая ситуация. На рынке имущественного страхования в 2008 г. на долю 9 ведущих страховых групп приходилось 53,3% совокупного объема рынка (в 2007 г. – 51,2%). На рынке добровольного личного страхования в 2008 г. на долю 11 ведущих страховых групп – 50,8% совокупного объема рынка (в 2007 г. – 50,4%). На рынке добровольного страхования ответственности в 2008 г. на долю 15 ведущих страховых групп – 53,3% совокупного объема рынка (в 2007 г. – 54,8% совокупного объема рынка).

Незначительные изменения произошли также на рынке страхования жизни: если в 2007 г. на долю пяти ведущих страховых групп приходилось 54,2% совокупного объема рынка, то в 2008 г. эта цифра составила 53,6%. На 2,4% увеличилась доля шести ведущих страховых групп на рынке ОСАГО в 2008 г. по сравнению с 2007 г. (52,4% вместо 50% в 2007 г.).