Страховой рынок: В 2010 году мы недосчитаемся 200-250 страховых компаний

«АльфаСтрахование»

объединяет ОАО «АльфаСтрахование» и ООО «Альфа-Страхование-Жизнь». Консолидированный уставный капитал составляет 5 млрд руб. Входит в состав «Альфа-Групп» (Альфа-банк, TНK-BP, «ВымпелКом», «МегаФон», «СТС Медиа», Инк. и др.). На территории России страховую деятельность осуществляют более 380 региональных представительств. Услугами группы пользуются около 1,5 млн частных клиентов и более 100 000 компаний.

В последнее время я довольно часто слышу недоуменный вопрос коллег из финансового сектора: почему российская банковская система кризис вроде бы преодолела, на инвестиционном рынке есть надежда на оживление, а страховая индустрия по количеству негативных новостей только преодолевает полюс нестабильности? Добавляет масла в огонь свежая информация о банкротстве ряда страховщиков в Москве и регионах, автолюбителях, которые не могут получить возмещения от лопнувших страховщиков, испарившихся в неизвестном направлении.

Сегодняшней нестабильной ситуации в страховой отрасли есть логичное объяснение – мы позднее других секторов финансовой индустрии вошли в полосу кризиса и, по нашим оценкам, одними из последних из него выйдем. С учетом ускоренного падения сборов (в I квартале оно составило 8%, во II и III – 9% и 10% соответственно) отрицательная тенденция развития страховой отрасли в ближайшее время вряд ли изменится. По нашему оптимистическому сценарию сборы страховых премий в следующем году останутся на уровне 2009 г., однако реальная картина может быть хуже: падение сборов и в следующем году может составить на 5–10% по сравнению с показателями этого года.

Однако если более внимательно проанализировать ситуацию в страховой индустрии, то картина будет неоднородной: есть игроки с катастрофическим падением финансовых показателей – на 25–30% по итогам первого полугодия; есть компании, показавшие рост по сравнению с 2008 г. Иными словами, кто-то в кризис продолжал наращивать рыночную долю, ну а кто-то проверку на прочность, увы, не выдержал.

Причин такого расслоения несколько. Во-первых, это продолжающийся рост убыточности и в ОСАГО – ключевую роль в этом негативном процессе играет и инфляция, и некоторый рост мошенничества, и другие факторы. В других сегментах страхового рынка схожая ситуация, заставляющая компании, которые концентрировались на одном виде страхования, резко сокращать портфель. Во-вторых, и эта тенденция особенно видна на некоторых региональных рынках, клиенты сегодня уделяют большее внимание надежности компании, платежеспособности, известности бренда, а значит, при продлении полисов выбирают компании федеральные. Следовательно, сборы локальных компаний резко падают. Наконец, сокращение расходов, которое, конечно, проводят все компании на падающем рынке, может привести к неконтролируемому коллапсу бизнеса, если сокращать расходы, напрямую влияющие на бизнес, – я имею в виду, например, расходы на урегулирование страховых случаев и т.д.

Если говорить о страховой индустрии в целом, нельзя также не сказать о том, что большое количество компаний уже находятся в «красной зоне». Стоимость чистых активов, если делать расчет по МСФО, приближается к нулю или даже отрицательна. По сути, это означает, что такие компании должны уходить с рынка, так как они не в состоянии будут в самом ближайшем будущем обеспечить выплаты клиентам по страховым случаям. По нашим оценкам, если у страховщика сборы падают на 25–30%, а комбинированный коэффициент больше 115–120% (а такие коэффициенты, к сожалению, не редкость у многих компаний), то в I–II квартале следующего года могут просто кончиться деньги на счету, а это означает банкротство. Причем мало кто из собственников такого падающего бизнеса всерьез задумывается о судьбе клиентов – как по добровольным видам страхования, так и по обязательным, а значит, в конечном счете расплачиваться за ошибки менеджеров придется клиентам и другим добросовестным страховщикам

Поэтому, я думаю, что консолидация рынка, которую мы уже наблюдаем в этом году, продолжится ускоренными темпами в году следующем. За девять месяцев 2009 г. с рынка уже ушло около 90 компаний, в 2010 г. скорее всего мы недосчитаемся еще 200–250 игроков при оптимистичном сценарии. С другой стороны, я убежден, что такой процесс не только неизбежен, но и полезен. Размеры ведущих российских страховщиков сегодня недостаточны для того, чтобы конкурировать на равных с мировыми грандами. Эффект масштаба очень важен в нашем бизнесе – будь мы, скажем, в четыре раза больше, иначе строились бы многие бизнес-процессы, мы позволили бы себе, например, другие IT-системы, могли бы инвестировать в более долгосрочные, но перспективные проекты. И это справедливо для всех компаний, входящих в топ-10 страхового рынка. По большому счету кризис консолидирует не только крупных игроков за счет ухода более мелких, но и ведущих российских страховых операторов между собой в конкуренции с иностранными компаниями. Очевидно, что этот процесс выгоден и потребителю – мы давно пытаемся сообща с регулятором установить честные прозрачные правила игры на рынке не только при взаимодействии игроков внутри отрасли, но и в отношении потребителя. Нам невыгодны банкротства коллег, нервозная ситуация на рынке, неуверенность потребителя – уверен, после этапа консолидации потребительских сомнений станет на порядок меньше.

Что касается возможных мер государства по стимулированию развития отрасли, то сегодня нам нужна реальная помощь по скорейшему принятию поправок в закон о банкротстве страховщиков. Ключевое значение играют нововведения, касающиеся субординированных кредитов и возможности передать страховой портфель другому игроку. Принятие поправок – помощь в первую очередь компаниям, попавшим в критическую ситуацию. Возможность взять кредит поможет компании учитывать заемные ресурсы в капитале второго уровня, т. е. обойтись без привлечения денег акционеров, попытаться самостоятельно нормализовать финансовую ситуацию. При этом передача портфеля (или его части) позволит страховщику быстро снизить обязательства компании по полисам, продав или передав их другому игроку, освободить ресурсы для обслуживания оставшихся клиентов.

Кризис в очередной раз показал важность прозрачной отчетности страховщиков. Для крупных компаний МСФО уже давно стали нормой, в то время как большинство «проблемных» страховщиков нормальной отчетности, как правило, не имеют, и понять, насколько «здоров» их бизнес, невозможно. А значит, регулятор не может вовремя вмешаться, чтобы защитить интересы простых клиентов. Поэтому, убежден, введение МСФО абсолютно необходимо для страхового рынка, в первую очередь направленно на повышение прозрачности и надежности страховых компаний для клиентов.

В заключение хочу отметить, что для бизнеса кризис – проверка на прочность. 2010 год будет для отрасли тяжелым, но рынок выйдет из этих испытаний более здоровым, если хотите, более готовым к жесткой конкуренции. Первая волна очищения рынка прошла инициативно – «схемотехников» убирал регулятор, вторую волну – когда с рынка уходят горе-финансисты и непрофессионалы – инспирировал мировой кризис. Надеюсь, третьей волной станет борьба за клиента.