В главных ролях: Низкая инфляция и ставки

Контуры посткризисной архитектуры российской финансовой системы закладываются уже сейчас. О приоритетах власти в определении дальнейших путей рассказал Алексей Кудрин, министр финансов РФ, открыв «Финансовый форум России» 25 ноября. Текст выступления ниже.
Д.Гришкин

1990

заместитель председателя комитета по экономической реформе Ленгорисполкома

1996

переезжает на работу в Москву, становится заместителем руководителя президентской администрации

1997

назначен первым заместителем министра финансов

2000

назначен заместителем председателя правительства – министром финансов

Сегодня необходимо разобраться, что же произошло с мировой экономикой и как действовать в новых условиях.

Уже в прошлом году стало понятно, что пузыри в мировой экономике (прежде всего в области недвижимости и финансовых рынков) были вызваны действиями ФРС в начале 1990-х. Борясь с рецессией, ФРС опустила ставку рефинансирования до 1%. Экономика получила крайне дешевые кредиты. Они пошли в сектор, который, как считалось, будет локомотивом роста: жилищное строительство.

Кредиты выдавали на весьма льготных условиях все менее и менее обеспеченным слоям населениям. Чтобы скрыть эти риски, финансовый сектор создал ряд инструментов, которые распределили риски между всеми инвесторами мира. Таким образом пузырь возник и на финансовом рынке. Когда в строительном секторе разразился кризис, под ударом оказалась сначала финансовая система, а потом и другие отрасли экономики. Один из самых ярких примеров – машиностроение. Сильно пострадала и международная торговля. В этом году ее объем снизится на 11–12%.

ГОСПОМОЩЬ ЕЩЕ НУЖНА

Пытаясь противостоять кризису, правительства сосредоточились на накачивании рынков ликвидностью. Эти программы действуют до сих пор. Министры финансов стран «большой двадцатки» периодически встречаются, чтобы согласовать свои действия. В этом году мы встречались уже три раза, последний – в начале ноября в Шотландии. В заявлениях по итогам этих встреч неизменно повторяется одна и та же мысль: программы госпомощи сворачивать еще рано. Такого же мнения придерживается МВФ. Его эксперты уверены, что наблюдаемый рост спроса обусловлен именно действиями государства по поддержке экономики.

С одной стороны, запоздалый отказ от фискального стимулирования опасен: эти деньги окажутся лишними в экономике, начнется инфляция. С другой – спешить с отказом от стимулирования, прекращать его до того, как восстановится спрос, еще опаснее: мы получим «второе дно». Нужно выбирать меньшее из двух зол.

Наступил или нет момент для отказа от антикризисных мер – вокруг этого вопроса и разворачивается сейчас основная дискуссия. Каждое заседание, посвященное пересмотру ставки рефинансирования в крупнейших экономиках, становится предметом бурных обсуждений по всему миру. Все ждут, когда регуляторы начнут поднимать ставки. Это покажет, что, по их мнению, антикризиcные меры выполнили свою роль и настала пора бороться с инфляцией. Многие экономисты считают, что массовый подъем ставок рефинансирования начнется в середине–конце 2010 г. Я подозреваю, что это может произойти и раньше. Так, Австралия, Норвегия, Израиль уже подняли ставку рефинансирования.

Знаковым будет решение о повышении ставки ФРС. Пока что ее глава Бен Бернанке утверждает, что риски остаются высокими, рост – вялым, а выход из кризиса скорее всего будет трудным и медленным. У американской экономики сейчас две основные проблемы. Первая – высокая безработица. Впервые с 1983 г. она превысила 10%. Вторая – слабый рынок кредитования. Объем кредитования, как показывает история Америки, обычно падает три года подряд. Так было и во время рецессии начала 1980-х гг. и начала 1990-х гг. Пока что объем кредитования падает в США более года. Можно предположить, что такая динамика будет наблюдаться еще два года.

Что же произойдет, когда ФРС на самом деле начнет повышать ставку? Когда после Великой депрессии США в 1938 г. начали сворачивать меры поддержки экономики, фондовый рынок упал на 50%. Конечно, нельзя слепо переносить исторический опыт на сегодняшнюю ситуацию, однако ясно, что того или иного негативного воздействия не избежать.

ПУЗЫРИ ЕЩЕ ЕСТЬ

Нужно ответить на еще один важнейший вопрос: сдулись ли возникшие до кризиса пузыри или все еще продолжают медленно сдуваться? Я считаю, что проблемы, приведшие к их возникновению, никуда не делись.

Усилия правительств направлены на то, чтобы поддержать докризисный уровень активности – тот, который был достигнут в период перегрева и надувания пузырей в строительстве и финансовом секторе. Логика чиновников понятна. Они опасаются падения реальных доходов, роста безработицы, социальных взрывов. В итоге их усилия мешают сдуванию пузырей.

Строительный сектор не сможет быстро подняться на докризисный уровень. Торговля скорее всего тоже. В России кредитование этих секторов росло бешеными темпами. Только в 2008 г. объем выданных строительному сектору кредитов увеличился в два раза, кредитов предприятиям торговли – в три раза.

Найдется ли сейчас столько проектов, чтобы весь этот объем кредитов оказался востребованным? Будут ли возвращены все выданные кредиты, чтобы банки могли выдавать новые кредиты? Проблема плохих кредитов еще не проявилась в полной мере: существенная часть просроченной задолженности была реструктурирована. Во время кризиса увеличилась долгосрочная задолженность, так как некоторые банки продлили ранее выданные кредиты.

НЕ СТОИТ НАДЕЯТЬСЯ НА НЕФТЬ

Вброшенная на мировые рынки ликвидность заставила взлететь котировки сырьевых товаров, в том числе нефти. Цена барреля доходит почти до $80. Получается странная картина: нефть дорожает до уровня, на котором была пару лет назад, при этом спрос куда ниже, чем в то время. Возникает вопрос, насколько устойчивы нынешние цены на нефть.

Последние заявления руководителей ОПЕК, высших чиновников нефтедобывающих стран и глав крупных нефтедобывающих компаний свидетельствуют, что речь идет о спекулятивной цене. Но из-за растущего спроса со стороны развивающихся стран (главным образом Китая и Индии) нефть продержится на уровне $70–80 за баррель скорее всего весь ближайший год. Может быть, нас ждет еще одно краткосрочное подорожание. Но, учитывая неустойчивость спроса и неизбежный отказ от мер по поддержке ликвидности, объем денег на сырьевом рынке уменьшится и цены на сырье упадут.

Поэтому я считаю абсолютно обоснованным закладывать в бюджет на следующий год цену нефти $58 за баррель, а на 2011 г. – $60 за баррель. Напомню, что еще в начале этого года нефть стоила $37 за баррель.

В более долгосрочной перспективе тоже не стоит надеяться на взлет котировок до прежних высот. Основными потребителями нефти станут развивающиеся страны, развитые же государства будут снижать свою зависимость от углеводородных ресурсов. В итоге в 2020–2030 гг. основное влияние на нефтяные котировки будет оказывать спрос со стороны развивающихся стран, среди которых один из важнейших потребителей – Китай.

Происходящее сейчас в этой стране не укладывается в рамки классических мер поддержки экономики. Китай на треть увеличил денежную базу и более чем на треть – объем кредитования. Ряд экономистов говорит о перегреве экономики Китая и росте нового большого пузыря. В этом году Китай предполагает добиться 8–9%-ного роста экономики. Скорее всего в будущем такой темп удержать будет сложно, а значит, снизятся и темпы роста потребления нефти Китаем, и спрос на нее.

Два слова о фондовом рынке. С начала года индексы ММВБ и РТС выросли более чем вдвое, в то время как основные индексы Индии, Бразилии и Китая – примерно на 75%. Другие рынки показали не такие впечатляющие результаты. Но дело явно не в том, что в перечисленных выше странах экономика оправилась от кризиса. На развивающиеся рынки пришли короткие спекулятивные деньги, они пришли на время. Индекс явно перегрет.

КАК ЛЕЧИТЬ БОЛЬНОГО

Мы должны принять, что не смогли до кризиса наладить качественную денежно-кредитную политику. Это не упрек Центробанку: основные рычаги управления были в руках правительства. Только оно могло аккумулировать лишние средства сначала в Стабилизационном фонде, а затем в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

Не раз нас упрекали в создании этих фондов. Нас обвиняли в том, что мы обескровливаем экономику, сидим на деньгах, как собака на сене. Но даже после создания фондов прирост агрегата М2 держался на уровне 36–50% в год. Это много.

Центробанк пытался бороться с обоими недугами – и инфляцией, и укреплением рубля, но ему катастрофически не хватало инструментов.

В итоге Россия поставила рекорд по укреплению национальной валюты. Фундаментальные отрасли отечественной промышленности столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны импорта. Зато бурно развивалась торговля, сектор услуг, строительство. Рост кредитования в этих сферах в докризисный период явно указывал на пузырь. Купленные земли и недостроенные здания явно не будут стоить столько же, сколько раньше.

Хотелось бы напомнить об опыте Японии. В начале 1980-х гг. эта страна проводила активную политику стимулирования экономики, в том числе накачивала рынки ликвидностью. В 1980-е гг. фондовый рынок Японии вырос в шесть раз. В начале 1990-х он рухнул и после десятилетия нулевого роста экономики страны достиг только четверти от пика конца 1980-х гг. Точно так же и Россия не сможет быстро достичь многих докризисных показателей.

Заявляя, что мы будем стремиться к докризисным темпам роста, мы подразумеваем, что хотим создать рост, основанный на несколько других факторах, чем раньше. Мы не можем рассчитывать, как прежде, на высокие цены на нефть. Дешевые деньги по-прежнему приходят в Россию, но скорее нужно их бояться, чем радоваться им. Эти деньги еще спекулятивнее, чем были до кризиса. Когда ситуация нормализуется и ставки рефинансирования пойдут вверх, приток средств из-за рубежа в Россию сократится.

Поэтому развитие финансового рынка России должно происходить путем снижения инфляции и поддержания низких кредитных ставок – не 15% на 2–3 года, а под 5–7% на 7–10 лет. Это задача №1 на ближайшие три года.

Часто меня упрекают, что я только к этому свожу экономическую политику. Это не так. Но я утверждаю, что без этого нельзя, без этого не укладываются остальные кирпичики. Поэтому мы снижаем плановый дефицит бюджета даже при цене $58 до 4% в 2011 г. и до 3% в 2012 г. Удержав эти показатели, мы выполним нашу главную задачу.

ГЛАВНОЕ ПРИЗВАНИЕ ЦБ

Главное отличие западной экономики от российской – стабильность макроусловий. Предприниматель способен прогнозировать на 5 или 10 лет вперед. Беря кредит на 10 лет, заемщик должен быть уверен, что все эти годы инфляция и курс валют будет примерно одинаковы. Иначе бизнес, связанный с экспортом или импортом, рискует в одночасье стать неэффективным.

Даже зная о цикличности кризисов, предприниматель не беспокоится, потому что знает, как будет действовать правительство. Оно не станет шарахаться из стороны в сторону, будет следовать опыту, наработанному за годы.

Так что основная роль Центробанка не стимулировать рост экономики, а поддерживать стабильность ее фундаментальных показателей.