Итоги года: Японцы сдали назад

Уходящий год был шоковым для всех без исключения автодилеров. Продавцы на юге сумели открыть новые автоцентры, но приоритеты пришлось перераспределить под марки, продажи которых упали не так сильно

Продажи иномарок в Ростовской области в январе – октябре, по данным «Автостата», упали на 61,8% до 23 360 авто, в Краснодарском крае – на 51% до 25 690 машин (по России падение составило 52%).

Доля Ростовской области в структуре общероссийских продаж иномарок сократилась с 3,4% за 10 месяцев 2008 г. до 2,7% за такой же период 2009 г., Краснодарского края – наоборот, выросла с 2,9% до 3,01%. Падение продаж в Ростовской области больше, чем в среднем по стране, так как через нее идет значительный объем продаж «Тагаза», говорит заместитель директора «Автостата» Сергей Удалов. А в Краснодарском крае поддержать продажи позволили, по его словам, развитое сельское хозяйство и сельхозпереработка, а также строительство олимпийских объектов.

Кто отличился за год

По сравнению с прошлым годом за 10 месяцев (более поздних данных нет) лидеры продаж в Краснодаре те же – Chevrolet, Toyota и Hyundai, но Chevrolet и Hyundai поменялись местами (см. инфографику). В Ростове же из-за четырехкратного падения продаж Toyota с пятого на третье место перебрался Ford, а Chevrolet и Hyundai по-прежнему занимают две первые позиции.

Самая большая беда с продажами японских авто. В Краснодарском крае Toyota тоже потеряла 58,6%. Могло быть хуже, но ее единственный дилер – «Ключавто» (также дилер Mercedes-Benz, Lexus, Mitsubishi, Renault, Hyundai) в мае открыл второй автоцентр в другом конце города и разнес предложение – так удалось привлечь больше клиентов, объяснил директор по развитию «Ключавто» Антон Сергеев. В Ростовской области, помимо Toyota, значительные потери у Mitsubishi – 44,3%. Из-за укрепления иены и девальвации рубля цены японских автомобилей почти подобралась к премиальным брендам, поэтому они и просели сильнее рынка – в среднем более чем на 60%, говорят Сергеев и генеральный директор «AAA моторс» (дилер Audi, Mazda, Ford, Renault, уполномоченный партнер Lexus) Александр Шигимага. Хотя до кризиса, по словам Шигимаги, продажи Mazda приносили хороший доход.

Серьезно пострадал и массовый сегмент – там, где люди «выбирали кошельком», отмечает Шигимага. Например, за 11 месяцев «Модус» на 33% меньше, чем год назад, продал Reanult и на 35% – Nissan, рассказал коммерческий директор ГК «Модус» (дилер Suzuki, Kia, Hyundai, Skoda, Ford, BMW, Nissan, Fiat, SsangYong, Renault) Николай Зайцев. Правда, с июня, по его словам, продажи авто массового сегмента «стабильно растут» на 5–14% в зависимости от марки. Дилер объясняет это восстановившимся кредитованием (в I квартале продажи в кредит составляли не более 15%, по итогам III квартала – 30%) и «частично» – госпрограммой поддержки автопроизводителей. С одной стороны, госпрограмма стимулирует покупку авто, собранных в России, с другой – вынуждает дистрибуторов и коммерческие банки создавать аналогичные программы и таким образом поддерживает спрос, добавляет Зайцев.

Премиальные бренды чувствовали себя получше: состоятельных покупателей кризис подкосил не настолько, чтобы они отказались от дорогих машин, радуются дилеры. Продажи BMW у «Модуса» остались почти на прошлогоднем уровне – за 11 месяцев падение составило лишь 2%, отметил Зайцев. По словам Шигимаги, Audi тоже «не показала провала»: в 2009 г. «ААА моторс» планирует продать в Ростове около 410 машин против 472 в 2008 г. Производитель вовремя сориентировался и предложил на падающем рынке конкурентные цены: например, Audi А3 можно было купить за 818 000 руб., говорит он. Тенденция продаж Mercedes в Краснодаре в январе – ноябре почти дублирует общероссийские показатели марки – примерно минус 30%, «Ключавто» продал 520 Mercedes, отмечает Сергеев.

Портфельная перестройка

Чтобы в кризисный год хотя бы выйти в ноль или закончить его с падением меньше рынка, дилерам пришлось не только сконцентрироваться на продажах, но и пересмотреть свои портфели. Например, за весну – лето «Модус» сменил вывески четырех своих салонов на юге с Mitsubishi на Hyundai (теперь у него семь центров Hyundai). Импортный Hyundai в сложившихся экономических условиях является более привлекательной маркой с точки зрения развития бизнеса, ценовой политики и окупаемости проекта, разъяснил стратегию председатель совета директоров «Модуса» Алексей Лещенко. Компания «Авангард» (дилер Chevrolet, Opel, Saab, Skoda) на месте автоцентра Chevrolet открыла центр Skoda, а Chevrolet теперь продается вместе с Opel и Saab по соседству. Subaru и Alfa Romeo (дилер – «М-сервис») в июне переехали в один новый автосалон. Менеджер отдела продаж рассказал, что сейчас в наличии осталось всего две Alfa Romeo выпуска 2007 и 2008 гг. Поскольку нет салона, пока продажи этой марки компания приостановит, заметил он.

«AAA моторс» в сентябре открыла автоцентр Renault в Воронеже, а в октябре – Ford в Ростове. Эти бренды позволили в кризис диверсифицировать портфель группы и закончить год с падением продаж на 39% (в среднем по России продажи авто за 11 месяцев упали на 51%, по данным АЕБ), хотя предварительные расчеты были «более пессимистичными», признается Шигимага. Зайцев говорит о годовом падении по всей группе «Модус» не более чем на 21%.

Дилеры пересели на авто с пробегом

Из-за повышения таможенных пошлин ввоз подержанных иномарок в Россию практически прекратился, но этот рынок начал приобретать цивилизованную форму: автомобилями с пробегом стали торговать дилеры, говорит начальник отдела продаж комиссионных автомобилей «Л-авто» (входит в ГК «Гедон») Александр Букин.

В этом году площадки для продажи таких машин открыли «Гедон», «AAA моторс», «Модус». Площадка «AAA моторс» в Ростове заработала в июне, в основном на комиссию принимают машины двух-четырехлетнего возраста стоимостью от 400 000 руб. до 1 млн руб., комиссия – 2–6%. На автомобилях с пробегом сейчас, в силу падения рынка новых машин, можно заработать, уверен Шигимага. И хотя «огромных денег» этот бизнес не приносит, со II квартала 2010 г. можно будет говорить уже о прибыли, надеется он.

На краснодарской площадке «Модуса» размещается более 130 автомобилей, «можно машину и в кредит взять, и застраховать ее, и пройти сервисное обслуживание», рассказал Зайцев. По его словам, в месяц компания продает около 80 подержанных авто.

Каким будет 2010 г.

Начало и I квартал 2010 г. вызывает много вопросов, «возможны диаметрально противоположные варианты развития: есть место как для оптимизма, так и для вполне здравых опасений», говорит Зайцев. Однако, по его словам, «Модус» запланировал на I квартал рост на 10%. Сергеев не исключает в январе – феврале таких же активных продаж, как и в начале 2009 г., когда дилеры предоставляли скидки на модели прошлого года: «Люди стали думать в первую очередь о цене». В следующем году вряд ли удастся выйти из кризиса, поэтому стимулировать спрос с помощью различных программ по-прежнему необходимо, считает дилер. По оценкам Удалова, от 2010 г. можно ожидать увеличения роста продаж к уровню 2009 г. (прогноз – 27 000 и 29 000 автомобилей в Ростовской области и Краснодарском крае соответственно) примерно на 10%.

По словам некоторых дилеров, импортеры уже проинформировали их о грядущем повышении цен, но пока конкретную информацию они не раскрывают. «По опыту этого года могу сказать, что обычно более подробную информацию мы получаем за неделю или вообще за несколько дней до поднятия цен», – говорит Зайцев.