Дмитрий Страшнов: «Ничего сложного в рынке связи нет», - Дмитрий Страшнов, президент и гендиректор «Tele2 Россия»

Трансформироваться из «маленького незаметного хулиганистого игрока в серьезную локальную компанию» – так формулирует свою основную цель Дмитрий Страшнов, полгода назад возглавивший российское подразделение шведского сотового оператора Tele2. На деле задача еще сложнее – сделать иностранную компанию своей на рынке, который давно поделен между тремя крупными игроками

Это, по его мнению, лишь одно из следствий имиджа Tele2, сформировавшегося в России за шесть лет ее присутствия здесь. Шведский оператор с самого начала продвигал себя как дискаунтер (т. е. предоставляющий самые дешевые на рынке услуги), делающий ставку в первую очередь на голосовую связь. Хотя доля дополнительных услуг (sms, интернет-доступ и др.) в российской выручке Tele2 составляет 18%, замечает Страшнов, – не меньше, чем у МТС или «Мегафона». И добавляет: лицензии на услуги 4G шведской компании не менее интересны, чем ее конкурентам. Например, это могло бы дать шведам доступ на самый доходный сотовый рынок России – московский.

Tele2

телекоммуникационный холдинг. Финансовые показатели (девять месяцев 2009 г.): Выручка – 28,29 млрд шведских крон ($4 млрд), Чистая прибыль – 1,03 млрд шведских крон ($146 млн). крупнейшие акционеры (сентябрь 2009 г.): Investment AB Kinnevik (30,37% УК, 47,59% голосов), Alecta Pensionsforsakring (3,87% УК, 2,57% голосов). Капитализация – 48,56 млрд ($6,64 млрд). Обслуживает 26 млн абонентов в 10 странах Европы, в том числе 14 млн в России.

Завтра президентская комиссия по модернизации планирует обсудить ситуацию с выдачей работающим в России операторам частот для высокоскоростных сетей мобильной связи четвертого поколения (4G). Впервые эта тема была поднята на комиссии месяц назад по инициативе GSM-операторов «большой тройки». А Tele2 на комиссию не позвали вовсе, сетует Страшнов в беседе с «Ведомостями».

Правда, «алгоритм вхождения в президентскую комиссию» Страшнову пока неизвестен, но со следующего года, обещает он, Tele2 начнет выстраивать отношения с правительством гораздо активнее.

Не в первый раз со шведами

Сейчас Tele2 работает в 32 российских регионах и обслуживает 13,68 млн россиян – 6,7% от общего числа сотовых абонентов в России. По выручке доля Tele2 в России, по оценке Страшнова, еще ниже – около 4,5%. Чтобы войти в высшую лигу, компания должна контролировать минимум 10%, замечает он.

Страшнов не в первый раз ставит перед собой такие амбициозные задачи. В 2000 г., когда он возглавил представительство нидерландской Philips Consumer Electronics в России, эта компания, по его словам, даже не входила в пятерку основных игроков с долей рынка менее 4%. Но за последние восемь лет голландская фирма «достигла серьезных успехов», утверждает Страшнов. По данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, сейчас Philips занимает около 15% на российском рынке аудиовидеотехники.

За годы руководства подразделением Philips Страшнов добился, чтобы оно непосредственно подчинялось штаб-квартире, а не надрегиональному управлению. К тому же с июня 2007 г. эта компания первой среди крупных иностранных производителей электроники перешла на прямые поставки на российский рынок, а также организовала сборку в России телевизоров.

Со шведскими инвесторами Страшнов встречается уже не в первый раз – до прихода в Philips он шесть лет руководил российским подразделением Electrolux Home Appliances, отвечая за продвижение Electrolux, Zanussia и AEG в России и Белоруссии. А вот Tele2 раньше доверяла только западным менеджерам возглавлять российское подразделение, Страшнов, которому сейчас 42 года, стал первым россиянином на этом посту. «Это эволюционный процесс, постепенно все западные компании, которые инвестируют в Россию, приходят к такому решению [доверить руководство подразделением местному менеджеру]», – уверенно рассуждает он.

Своими сильными сторонами он называет западный опыт (после окончания МГТУ им. Баумана Страшнов учился в бизнес-школе INSEAD), российский менталитет и «понимание особенностей рынка».

Правда, на первой пресс-конференции после назначения Страшнов, пришедший из другой отрасли, не выглядел большим специалистом в области телекоммуникаций и старался уходить от прямых ответов на узкоспециальные вопросы. «В первые три месяца я занимался тем, что ездил по регионам, знакомился с людьми, пытался понять, как работает этот бизнес», – признается он. И добавляет с улыбкой: «Оказалось, что ничего такого сложного в нем нет».

$2 млрд за шесть лет

Но сделать Tele2 игроком высшей лиги будет не так просто. Сейчас четвертое место по количеству сотовых абонентов в России занимают компании госхолдинга «Связьинвест», и сдавать позиции они не намерены. Напротив, утвержденная правительственной комиссией концепция реорганизации «Связьинвеста» предусматривает усиление холдинга на рынке мобильной связи. Во всех конкурсах на новые частоты (в том числе и на частоты для 4G), которые планирует проводить государство, «Связьинвест» обещает принимать самое активное участие.

В довершение всего с 2008 г. телекоммуникационная отрасль считается в России стратегической. Был принят закон, по которому участие иностранных инвесторов в сотовых компаниях, занимающих более 25% рынка, должно регулироваться правительством. Не смущает ли все это Tele2, интересуемся мы.

Риски есть, соглашается Страшнов. Но руководитель московского представительства Tele2 демонстрирует оптимизм: Россия привлекательна для инвестиций и шведский сотовый оператор «хочет быть показательным западным инвестором, который демонстрирует всему рынку, что с Россией можно иметь дело». Он хочет сделать так, чтобы Tele2 стала более прозрачной для российских властей, чтобы она «воспринималась как российский игрок». Например, Tele2 стала единственным из победителей проведенных в 2007 г. конкурсов на GSM-лицензии, исполнившим лицензионные условия и вовремя запустившим все сети. В 2010–2011 гг. на строительство сетей и наращивание емкостей Tele2 намерена потратить около 500 млн евро. А всего за шесть лет компания инвестировала в России более $2 млрд.

Сейчас Tele2 всерьез думает консолидировать региональные активы, подчиняющиеся напрямую шведской штаб-квартире, для повышения управляемости. Впоследствии у российской Tele2 могут появиться партнеры, допускает Страшнов, но конкретные имена категорически отказывается называть: «Это один из тех инструментов, которые, возможно, позволят нашей компании в будущем чувствовать себя более уверенно». Tele2, по его словам, «прекрасно понимает», что, будучи западной компанией, не может обладать в России уровнем административного ресурса, сопоставимым с конкурентами. Но зато компания наконец-то становится видимой для «большой тройки», не скрывает радости Страшнов.

«Зазвони их всех!»

В 2006 г. Tele2 сразу в нескольких регионах запустила провокационную рекламную кампанию, направленную против федеральных операторов, с изображениями гангстеров и слоганами «Не хочешь платить дорого?», «Зазвони их всех!» и «Не давай себя обирать!». В ответ в прошлом году промоутеры «Вымпелкома» в Омске начали распространять листовки со словами: «Мафия не заинтересована в благосостоянии своих жертв и поэтому будет забирать у них все, что только можно», чтобы побороться за абонентов Tele2. Дело закончилось разбирательствами в антимонопольной службе.

Несмотря на пристальное внимание конкурентов и отсутствие административного ресурса, делиться контролем в компании шведы не намерены ни при каких обстоятельствах, четко дает понять Страшнов.

Это и неудивительно. На Россию приходится более 60% сотовых абонентов всей группы Tele2 и около 20% ее консолидированной выручки. В России оператор сфокусирован на особой группе абонентов – людях с небольшим достатком вроде пенсионеров и студентов, объясняет Страшнов. «Больше половины наших клиентов, пополняя счет, кладут от 10 до 20 руб. по нескольку раз в месяц», – рассказывает он. Потенциал роста в «малобюджетной» нише еще велик: в России в нее попадают 20–30% населения, считает он.

За последний год территория присутствия Tele2 практически удвоилась, причем в 11 из 37 регионов Tele2 занимает лидирующие позиции – либо первое, либо второе место, отмечает Страшнов.

Переход из мира потребительской электроники в телекоммуникации Страшнова не испугал: «Не могу сказать, что это совсем разные отрасли, электроника – это тоже в некоторой степени услуги. Покупая бытовую технику, потребитель приобретает не железо, а впечатления от ее использования». Но на рынке связи события происходят интенсивнее, признает он.