Буксуют, но пока едут

Уходящий год запомнится новосибирцам падением продаж автомобилей в разы и скандалами с автодилерами, часть которых ушла с рынка. Уцелевшие игроки быстро разобрали осиротевшие марки и надеются, что у них получится лучше
А.Махонин

Кризис на новосибирском рынке был тяжелее, чем у сибирских соседей: проданные за 11 месяцев 6540 новых машин – 61,3% к прошлогоднему уровню (в СФО – 50,8%) и седьмое место в стране по темпам падения рынка.

Новосибирский рынок пострадал так сильно из-за краха сразу четырех автодилеров. Первой жертвой стала «Престиж-авто», торговавшая с 2003 г. Audi. Ее клиенты уже в конце 2008 г. жаловались на задержки с поставками авто и выдачей ПТС. С 11 января дилерство у «Престиж-авто», принадлежавшей Андрею Соловьеву, было отозвано. Вторым пал «Транзит сервис», весной потерявший дилерство Skoda. Самый большой урон рынку нанесла «Автолэнд-Сибирь» (Land Rover, Ford, Mitsubishi, Mazda, Hyundai, Volvo и Jaguar), бывшая вторым по объему продаж дилером в области (4500 в 2008 г., по собственным данным), – ее салоны закрылись в сентябре. Последней – в ноябре – ушла компания «Автостарт» (Jeep, Chrysler, Dodge, Hyundai).

«Престиж-авто», как и другая компания Соловьева – «Спорт-авто» (дилер Porsche), в марте сменили владельца: им стал Умар Хапсироков. В отношении «Транзит сервиса» 4 декабря введена процедура наблюдения по иску Новосибирского муниципального банка. «Автолэнд-Сибирь» в конце октября сама обратилась в арбитраж с иском о банкротстве, очередное заседание по делу состоится сегодня. Салоны «Автолэнда» с ноября арендует «СЛК-моторс Север» из группы СЛК – крупнейшего новосибирского авторитейлера. А «Автостарт», по словам его владельца Игоря Старкова (с 9 ноября – управляющий директор «СЛК-моторс Север»), останется авторизованным сервис-партнером по маркам Jeep, Chrysler, Dodge.

Марки у не переживших кризис дилеры быстро разобрали. Audi досталась СЛК, Skoda – только что созданному «Альт-парку». Дележ семи марок из портфеля «Автолэнда» тоже практически завершен: Mazda, Jaguar и Land Rover уйдут к «Новосибспецпроекту» (также дилер Volkswagen, Alfa Romeo, Seat). Его директор по развитию Андрей Доценко говорит, что салон Mazda площадью 4000 кв. м уже открыт, а салон Jaguar и Land Rover обещает открыть в I квартале 2010 г. Ford, Mitsubishi и Volvo с ноября тоже у СЛК, которая за счет «брошенных» марок за год увеличила портфель вдвое (2009 г. СЛК встречала в роли дилера Toyota, Nissan и Renault, сейчас от Renault она отказалась).

Единственным бесхозным брендом из хозяйства «Автолэнда» остается Hyundai. Дилерский договор с «Хендэ мотор СНГ» будет подписан до конца года, а в январе начнутся продажи, утверждает представитель все той же СЛК Ирина Кичкайло. Представитель «Хендэ мотор СНГ» Юлия Тихонравова подтверждает лишь, что переговоры ведутся.

Несмотря на кризис, некоторые дистрибуторы использовали это время для поиска в Новосибирской области вторых дилеров и нашли их (правда, открыться ни один новичок пока не успел).

«Субару мотор» в июле подписала протокол о намерениях с «Новосибспецпроектом». Будущий дилер заканчивает ремонт временного салона, в январе он будет открыт, говорит руководитель департамента по развитию дилерской сети «Субару мотор» Илья Каменский. А в следующем году планируется начать строительство постоянного центра Subaru, добавляет Доценко. Договор с первым дилером марки – «Воронцов моторс» действует до 31 января 2010 г., пока не решено, будет ли он продлен (строительство постоянного салона Subaru на ул. Ватутина заморожено), продолжает Каменский. Владелец «Воронцов моторс» Евгений Воронцов утверждает, что строительство возобновлено, объект будет сдан осенью 2010 г. и эти сроки устраивают импортера.

Второго дилера присмотрела себе и BMW Group Russia, которая подписала протокол о намерениях с учрежденной Хапсироковым «Люкс моторс» (салон BMW предполагался на месте бывшего центра Audi). Но дилерский договор до сих пор не заключен, продолжается «согласование условий», говорит представитель BMW Ксения Климушина. По словам директора «Люкс моторс» Андрея Соловьева, последнее невыполненное условие – отсутствие у «Люкс моторс» банковской гарантии (требуемый размер он не называет) на выдачу кредита. Сегмент премиум-автомобилей пострадал сильнее всего, продажи упали до 10 раз – «при таких реалиях банки не видят смысла кредитовать автобизнес», признает Соловьев. Если в январе – феврале продажи начнут расти, гарантия будет получена и вскоре салон откроется, утверждает он.

В начале ноября конкурс на второго дилера в Новосибирске объявил Nissan. Сотрудник пресс-службы «Ниссан мотор рус» сообщил, что прием заявок завершился в конце ноября, сколько их и когда будут подведены итоги, компания не раскрывает.

Большинство продавцов ожидают в будущем году небольшого роста. Прогноз Соловьева – 5–10%. Старков говорит о ежегодном росте на 10% в ближайшие несколько лет: «Как минимум до 2015 г., а то и 2020 г. прорывного роста не будет». Воронцов предполагает 10–15%: «В конце года почувствовалось оживление рынка, но продаж на уровне 2008 г. Новосибирск может вообще уже не увидеть – в тот год рынок был слишком перегрет» (по данным «Автостата», было продано 15 950 новых иномарок). Доценко полагает, что 2010 год будет пройден на уровне этого года, а рост начнется только с 2011 г. СЛК рассчитывает продать в будущем году более 4500 машин (по предварительным итогам, в 2009 г. продана 2051 машина, в 2008 г. – 6631), при этом новосибирский рынок в целом составит более 9000 авто, говорит Кичкайло.