Зрители устали

Впервые за шесть лет среди лидеров кинопроката не оказалось ни одного российского фильма. Голливудские премьеры в прошлом году были удачными, а на российское кино зрители не ходят, объясняют продюсеры
С.Николаев

За три недели проката, закончившиеся 4 января, «Аватар» Джеймса Кэмерона собрал в России $55 млн и стал самым кассовым фильмом за всю историю проката в стране. Среди лидеров 2009 г. нет ни одной российской ленты: вторую и третью строчку в списке лидеров проката (по данным журнала «Кинобизнес сегодня», в расчет принимался календарный год, учитывались фильмы, премьера которых состоялась с 1 января по 31 декабря включительно) заняли «Ледниковый период – 3: Эра динозавров» ($44,6 млн) и «2012» ($36,6 млн). Среди фильмов местного производства самую большую кассу собрал «Обитаемый остров. Фильм первый» ($21,8 млн), заняв только четвертую строчку по итогам года. Ситуацию мог бы поправить новый фильм Тимура Бекмамбетова «Черная молния», прокат которого стартовал 31 декабря, но, по предварительной оценке «Кинобизнес сегодня», за первые четыре дня показа он собрал $8,4 млн (данные по 800 экранам). Если эти данные верны, фильм вряд ли войдет в тройку лидеров.

За последние шесть лет среди лидеров проката в России всегда был один или два фильма местного производства. В 2004 г. самую большую кассу в стране собрал «Ночной дозор» ($15,6 млн), а в 2008 г. ленты «Адмирал» ($34,5 млн) и «Самый лучший фильм» ($27,6 млн) заняли вторую и третью строчки в рейтинге.

«Это был лучший год для Голливуда, американские фильмы в мире собрали больше $10 млрд, – говорит Александр Роднянский (продюсировал «Обитаемый остров»), – соперничать с такими картинами, как «Аватар» или третий «Ледниковый период», наши кинокомпании просто не могут». Российские продюсеры так и не научились делать «универсальные» картины, которые можно показывать не только в СНГ, но и за границей, указывает Роднянский, поэтому доходы и, соответственно, производственные бюджеты российских картин ограничены емкостью кинопроката в СНГ: фильмы с крупными бюджетами все чаще не окупаются.

Прежде, говорит Анатолий Максимов, гендиректор компании «Дирекция кино» («Адмирал», «Каникулы строгого режима»), российским фильмам очень помогала поддержка центральных телеканалов: зрители знали, что если картину «рекомендует» федеральный канал, то ее стоит сходить посмотреть. Но в последние два года телеканалы продвигают все больше фильмов на стандартных коммерческих условиях, вне зависимости от их качества, и такой рекламе перестали доверять, заметил он.

«У зрителей действительно накопилась усталость от не очень удачных российских картин, в итоге даже хорошие ленты не распознаются и недобирают кассу», – согласен гендиректор аналитической компании Movie Research Олег Иванов.