Вектор


Несладкая жизнь

В первый рабочий день оптовые цены на белый сахар в России выросли на 3,6% до 28,5 руб. за 1 кг (цена отгрузки с заводов в Краснодарском крае), свидетельствуют данные Союза сахаропроизводителей, объединяющего всех крупнейших игроков. Это рекорд, по данным двух участников рынка, как минимум с 2003 г. Причина – дорогой сырец (сезон переработки сахарной свеклы российского производства почти закончился, большинство заводов сейчас работают на сырце), объясняет Союзроссахар, в последние месяцы цены на сырец на Нью-Йоркской бирже невиданно высоки, а в первые посленовогодние дни биржевая цена доходила до 28,5 цента за фунт ($628 за 1 т) – так дорого он не стоил с 1981 г. Как долго продлится рост в России? Два участника рынка обещают снижение цен уже весной: в марте начнется уборка сахарного тростника в Бразилии и должны пойти вниз мировые цены, а в России с 1 мая импортная пошлина снизится со $140 до $50 за 1 т. Но захотят ли снижать цены компании, которые за 10 дней января успели привезти 180 000 т сырца (правда, непонятно, по каким ценам)? Последние годы импорт в январе равнялся нулю: из-за повышенной пошлины импортеры заканчивали поставки сырца в ноябре и возобновляли в мае; в этом году из-за создания Таможенного союза с 1 января пошлина снизилась со $165 до $140 за 1 т. Союзроссахар ожидает, что благодаря высоким ценам в этом году на 20% вырастут посевные площади под свеклой и производство свекловичного сахара, что вызовет снижение цен.

Лучший аргумент

Польша и Россия продолжают спорить о новом газовом соглашении: соседи просят от «Газпрома» дополнительные объемы, но не хотят переплачивать и при этом занижать ставки на транзит российского газа в ЕС. Вчера стал известен один из козырей Польши. «Газпром», по ее мнению, задолжал ей $410 млн, написала газета Dzennik Gazeta Prawna со ссылкой на неназванный источник: $350 млн – убыток газопроводного оператора Europol Gaz от заниженных транзитных ставок в 2006–2009 гг., $60 млн – ущерб польской PGNiG от недопоставок газа в 2009 г. со стороны швейцарской Rosukrenergo («Газпром» в январе 2009 г. перестал продавать ей газ). «Газпром» потерь не ждет: в октябре концерн подписал с PGNiG соглашение, по которому все спорные вопросы об оплате транзита в 2006–2009 гг. «должны быть урегулированы на основе принципа отсутствия взаимных претензий», говорит представитель «Газпрома». Но главный аргумент России – у Польши нет альтернатив. Это признает и руководство страны, особенно с учетом сильных холодов в Европе. До июля резервов хватит, заверил вчера Reuters вице-премьер Польши Вальдемар Павляк: «Но очевидно, что мы очень нуждаемся в этом соглашении [с Россией], и прямо сейчас».

Польза от просрочки

Снижение качества активов банков – самая заметная тенденция 2009 г. и на рынке сложилось мнение, что она будет актуальной в первом полугодии 2010 г., отмечают банковские аналитики «Тройки диалог». За 11 месяцев прошлого года объем просроченных кредитов в российских банках вырос с $14 млрд (2,5% совокупного портфеля) до $35 млрд (6,4%), а суммарные резервы составили $58 млрд.

Доля проблемных и безнадежных кредитов у 30 ведущих банков достигла 9,2%. По итогам года этот показатель, вероятнее всего, составит около 10%, считают в «Тройке». Однако банки могут приготовиться к худшему и это поддержит их в будущем, полагают аналитики. Только в ноябре доход банков до резервных отчислений превышает $3 млрд, поэтому банковский сектор может себе позволить дальнейшее наращивание резервов, не рискуя столкнуться с нехваткой капитала. Зато когда появится возможность распустить резервы, прибыль банков заметно вырастет. В первую очередь тех, которые формируют большие резервы или выдают краткосрочные кредиты, отмечают аналитики.

Делиться надо

Франция рассматривает возможность ввести «налог на Google» – взимать отчисления с рекламных доходов крупнейшей интернет-компании мира и других крупных веб-порталов. Президент Франции Николя Саркози поручил министру финансов изучить ситуацию, сообщила Financial Times. А автором идеи выступило министерство культуры, прислушавшееся к жалобам французских медиакомпаний на то, что Google и другие крупные порталы зарабатывают на рекламе, используя их контент.

По оценке The Guardian, в случае введения такого налога интернет-компании будут направлять в бюджет 10–20 млн евро ежегодно. Медиакомпании – соотечественники Google относились к этой компании сравнительно лояльно (исключение – американская Viacom, потребовавшая в 2007 г., чтобы принадлежащий Google видеохостинг YouTube убрал принадлежащий ее каналам контент). Иное дело европейцы. В той же Франции, например, суд в конце прошлого года оштрафовал Google на 300 000 евро за публикацию в интернете текстов книг, выпущенных издательским домом La Martinière, без разрешения издателя и запретил делать это впредь. Интернет-компания и сама дает поводы для нареканий: недавно, например, она сообщила о планах ограничить количество новостей, которые пользователи могут просматривать бесплатно. Учитывая, что Google не сама создает новости, а заимствует их у медиакомпаний, тем вполне логично потребовать доли в ее доходах.