Причальные расчеты

«Росморпорт» требует со стивидоров доплатить 750 млн руб. за аренду причалов в петербургском порту
Е.Кузьмина

Во второй половине декабря прошлого года ФГУП «Росморпорт» подало к стивидорным компаниям, работающим на территории Большого порта Санкт-Петербург, 10 исков о взыскании задолженностей, говорится на сайте Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Претензии от «Росморпорта» получили Морской порт Санкт-Петербург, Первая и Четвертая стивидорные компании, Балтийский балкерный терминал (ББТ), Петербургский нефтяной терминал (ПНТ) и Балтийский завод.

ФГУП ведет работу по взысканию долгов за аренду причалов, заявил представитель пресс-службы петербургского филиала «Росморпорта», отказавшийся от подробных комментариев.

Причалы – государственная собственность. До середины 2005 г. они находились в хозяйственном ведении у администрации порта, с которой стивидоры заключали договоры аренды, а одобряло сделки от имени государства Агентство по морскому и речному транспорту (Росморречфлот), рассказали «Ведомостям» три источника в компаниях, работающих в петербургском порту. Потом имущество перешло в ведение «Росморпорта», созданного в 2003 г.

Госпредприятие полагает, что только Росимущество имело право одобрять договоры, а при их заключении ставка арендной платы была занижена, утверждают собеседники «Ведомостей».

Больше всего «Росморпорт» требует с Морпорта СПб и находящихся под его управлением Первой и Четвертой стивидорных компаний. В общей сложности по четырем искам госпредприятие намерено взыскать с них около 460 млн руб. Рассмотрение одного из дел начнется 26 января, остальных – в марте, сообщается на сайте арбитража. Стивидоры не согласны с претензиями арендодателя причалов, заявил председатель совета директоров Морпорта СПб Игорь Федоров. По его словам, ФГУП пересчитал ставки по новой методике и задним числом доначислил компаниям арендную плату с 2005 г. Текущей задолженности перед «Росморпортом» у Морпорта СПб нет, утверждает Федоров. Представители ПНТ, Балтийского завода и «Уралкалия», владеющего ББТ, отказались от комментариев.

По данным арбитражного суда, «Росморпорт» требует от Балтийского завода доплатить 187 млн руб. Источники, близкие к ПНТ и ББТ, сообщили, что с этих компаний госпредприятие хочет получить соответственно около 40 млн и 60 млн руб.

Петербургские стивидоры уже попадали в похожую ситуацию, напоминает сотрудник одного из них. В 2005 г. прокуратура Петербурга выиграла у них несколько десятков арбитражных исков, в которых требовала расторгнуть договоры аренды причалов, не завизированных Росимуществом. Сохранить прежние арендные ставки тогда помогла только жалоба петербургских портовиков губернатору Валентине Матвиенко, которая осенью 2005 г. на заседании морского совета при правительстве РФ потребовала от прокуратуры отозвать претензии.

А осенью этого года с аналогичным иском от «Росморпорта» столкнулся порт Выборгский, в середине декабря ему удалось оспорить претензии во второй инстанции.

«Росморпорт» пытается взыскать с портовых компаний деньги не в самый удачный для них момент – по данным администрации порта, за 11 месяцев прошлого года его грузооборот снизился на 23% по сравнению с тем же периодом 2008 г.

Когда разные ведомства дублируют функции друг друга, часто возникают спорные ситуации, говорит партнер Baker & McKenzie Максим Калинин. Очень часто для разрешения таких споров компаниям приходится применять административный ресурс, считает юрист.