Вектор


Хороший аргумент

Следующий на очереди – CDMA-оператор «Скай линк», который еще в 2007 г. выиграл GSM-лицензии для строительства сетей в 45 регионах России, но до сих пор не построил ни одной. Роскомнадзор уже пригрозил забрать у оператора эти лицензии. Но в ближайшее время контроль над «Скай линком» должен перейти государственному «Ростелекому» в рамках обмена активами между АФК «Система» и государством. И вчера Щеголев сказал, что рассматривается «несколько вариантов» решения этого вопроса: скорее всего «Скай линку» придется сдать GSM-лицензии, но потом, возможно, оператору их вернут. «Скай линк» выполняет социальные обязательства по обеспечению населения дешевым мобильным доступом в интернет, пояснил министр. Например, в прошлом году в «отдаленных регионах» оператор снизил тарифы на 30–70%. Такой избирательный подход при распределении лицензий поможет государству построить крупного GSM-игрока, если ему не удастся заполучить «Мегафон» (см. статью на этой же полосе).

Сразу после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС основной потребитель станции – UC Rusal предупредила, что у нее могут быть проблемы с производством. Потери могут достичь 500 000 т алюминия в год (тогда это был $1 млрд по котировкам на LME). Чуть позже стало понятно, что такой ущерб вряд ли выйдет, во всяком случае не в 2009 г.: даже в день аварии энергоснабжение возобновилось, энергию поставляли другие ГЭС. Из-за кризиса и спада производства дефицита энергии не возникло. А на днях стала известна и официальная оценка убытка – всего $1,33 млн, о чем UC Rusal сообщила в проспекте для IPO. Но авария – это все равно серьезный сигнал: она показала, что риск сбоев в энергосистеме всегда присутствует, отмечается чуть ли не десять раз в том же документе. Насколько велик этот риск – судить специалистам. Но UC Rusal такой аргумент в любом случае удобен: пусть убытки были и невелики, но раз есть опасность повторения истории, то можно апеллировать к этому в сложных переговорах по проекту Богучанской ГЭС (партнер там – владелец аварийной ГЭС, «Русгидро») или предложить правительству передать в управление UC Rusal ту же самую Саяно-Шушенскую ГЭС.

Избирательные частоты

Компании, которые получили частоты на конкурсах, но не построили сетей, будут возвращать частоты государству, заявил министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Так, в октябре 2009 г. подконтрольной «Вымпелкому» «Колангон-оптим» пришлось вернуть государству 10 телевизионных частот в Москве и Санкт-Петербурге, так как она не успела их использовать.

Особые списания

Недавние трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС и в пермском клубе «Хромая лошадь» помимо прочего наглядно продемонстрировали, как много в стране заемщиков. Банкиры проявили к ним лояльность. В конце августа прошлого года президент Сбербанка Герман Греф рассказал, что среди погибших и пропавших без вести на ГЭС 26 имели кредиты Сбербанка, в том числе у них были непогашенные ипотечные кредиты на сумму более 6 млн руб. Банк решил погасить кредиты за счет собственных средств, заявил глава Сбербанка.

А вчера на сайте губернатора Перми Анатолия Чиркунова появилась информация, что за помощью в решении вопросов с банковскими кредитами обратилось 22 родственника погибших и пострадавших при пожаре в «Хромой лошади». Двум долги реструктурированы, в одном случае власти оказали содействие в получении страховой выплаты для погашения кредита, по остальным обратившимся работа продолжается, правительство ведет переговоры с 17 банками. Самостоятельно банки уже списали более 20 кредитов посетителей «Хромой лошади», с помощью страховых выплат закрыли более 10 кредитов, больше 10 кредитов реструктурированы, сообщается на сайте.

Акциз помог

В ожидании резкого повышения акциза на пиво дистрибуторы в конце 2009 г. затоварили склады. С 1 января акциз на напиток крепостью 0,5–8,6% вырос с 3 руб. за литр до 9 руб. По расчетам Минфина, средняя пол-литровая бутылка пива из-за повышения подорожает на 3,51 руб. Или для большинства сортов – на 10–16%. Конкретные прогнозы снижения продаж пивовары изо всех сил скрывают, но всячески дают понять, что приятного не ждут. Как выяснилось, нет худа без добра. Вчера турецкая пивоваренная компания Efes Breweries International первой из работающих в России транснациональных пивоваренных компаний отчиталась о продажах за 2009 г.: основное падение продаж пришлось на первую половину года – в январе – июне спад составил 4,6%. А уже в IV квартале падение значительно замедлилось: продажи снизились меньше чем на 1%. «Большинство дистрибуторов постарались максимально заполнить склады товаром по старым ценам и сделали объем закупок пива, в несколько раз превышающий традиционные для этого периода объемы», – признается представитель одной из крупнейших компаний – дистрибуторов пива. Скорее всего, за запасливость сможет поблагодарить своих дистрибуторов не только Efes. Правда, это чревато падением продаж уже в этом году.