Вектор


В прошлом году российские ведомства не успели потратить 286 млрд руб., заложенных в бюджете, сообщил на днях вице-премьер Алексей Кудрин, но примеров не привел. Эта сумма наверняка включает в себя рублевый эквивалент $676 млн, предусмотренных на покупку пакета акций индийской «дочки» АФК «Система» – Sistema Shyam Teleservices Ltd. (SSTL). Эта сделка не успела состояться: ведомства слишком долго согласовывали позиции. Теперь они решают, как быть дальше. Правительства двух стран уже принципиально договорились о сделке, позволяющей погасить большую часть индийского госдолга перед Россией (России причитаются рупии, которые она может потратить только на территории Индии). Государство может вернуться к идее приобретения акций SSTL (тогда нужно вносить соответствующую строчку в бюджет-2010) либо уступить АФК право покупки своей части допэмиссии SSTL за рупии, рассуждает замминистра финансов Дмитрий Панкин (цитаты по «Интерфаксу»). Есть и третий вариант: индийский госдолг в сделке не участвует, а АФК финансирует SSTL сама. Учитывая сложность сделки с государством, «Системе» было бы логично запастись альтернативными вариантами. Представитель АФК Ирина Потехина подтверждает: стратегия развития SSTL может быть реализована не только с помощью бюджетных средств, есть и другие сценарии – привлечение акционерного или заемного финансирования. Последний вариант, кстати, не принципиально отличается от сделки с государством: ведь бюджетные средства SSTL были обещаны лишь на пять лет, после чего их полагалось вернуть, доплатив 5–9% годовых.

Не все оценили

Новым собственникам контрольного пакета акций корпорации «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД), возможно, придется потратиться и на благотворительность. Недавно 50% плюс 2 акции ИСД у украинских бизнесменов Виталия Гайдука, Сергея Таруты и Олега Мкртчана приобрел пул российских инвесторов во главе с владельцем металлотрейдера Carbofer Александром Катуниным. А вчера международный благотворительный фонд «Украина 3000» сообщил покупателям о наличии «дополнительных финансовых обременений» по этому активу, передал «Прайм-ТАСС». Фонд напомнил, что продавцы обещали выделить $15 млн на проект «Детская больница будущего» (финансирует строительство лабораторного корпуса одной из украинских больниц). Причем это напоминание распространила пресс-служба президента Украины Виктора Ющенко. Удивляться нечему: супруга президента Катерина возглавляет фонд «Украина 3000».

Миллиардной сделке по покупке ИСД необходимость выделить еще $15 млн на благотворительность вряд ли помешает. Скорее это выглядит как маленький эпизод конкурентной борьбы Ющенко и Юлии Тимошенко, ведь один из продавцов ИСД – Гайдук – ее советник и один из основных финансистов предвыборной кампании.

Проверит сам

После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, которая унесла жизни 75 человек, на компанию обрушились проверки – и Ростехнадзора, и парламентская. Но международного аудита до сих пор не было. Независимой экспертизы избежать не удастся: один из кредиторов «Русгидро» – Европейский банк развития регионов (ЕБРР) сообщил, что ищет консультанта для оценки ситуации с восстановлением ГЭС. В марте станет известно имя проверяющего. Он должен быть зарегистрирован в Австрии (финансировать работы будет фонд этой страны), будет работать восемь месяцев и получит максимум 400 000 евро.

ЕБРР хочет получить оценку ситуации на ГЭС, уровня безопасности плотины и хода работ по восстановлению станции. Консультант должен высказать мнение о программах повышения безопасности плотины и реконструкции ГЭС. А еще ЕБРР хочет понять, соответствует ли тендерная документация восстановления его закупочной политике.

Проверка – условие выдачи кредита ЕБРР на 5 млрд руб. для восстановления ГЭС, сказал представитель «Русгидро». Чтобы дать деньги, нужно проверить станцию, а аудита российских ведомств банку недостаточно, отмечает его представитель. И это хорошо, ведь иначе получить действительно независимую оценку проекта вряд ли бы удалось. К сожалению, ЕБРР не собирается публиковать результаты проверки.

Цены по-быстрому

Фармацевтические компании не спешат регистрировать цены на лекарства, входящие в список жизненно необходимых и важнейших (около 500 международных наименований, около 25% аптечного ассортимента), пожаловалась «Интерфаксу» замруководителя Росздравнадзора Елена Тельнова, – они обязаны это делать. Подачу документов они оттягивают до крайнего срока – 1 апреля, а непредоставление документов в срок грозит компаниям серьезными штрафами, напомнила Тельнова, но размера штрафов не назвала.

Но Минздравсоцразвития представило окончательный вариант методики определения предельных отпускных цен только в декабре. «Министерство само затянуло сроки, а теперь рынок должен уложиться с подготовкой всех необходимых документов и определением цены в два с половиной месяца», – удивляется руководитель одной из профильных ассоциаций. А транснациональным компаниям надо еще и согласовать уровень цен со штаб-квартирами, что тоже требует времени, говорит директор по исследованиям «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов. Странно надеяться, что компании разберутся во всех тонкостях нового регулирования за первые три дня января, констатируют участники рынка.

Завод, еще завод

Альянсу Renault-Nissan мало имеющихся в России производственных площадок. Компании вернулись к идее создания крупноузлового сборочного производства на Дальнем Востоке, рассказал вчера старший вице-президент Renault Кристиан Эстев. Такая идея появилась еще в 2008 г. После начала кризиса об этих планах пришлось забыть, но в середине декабря члены альянса вновь вернулись к этой идее. Правда, ни к каким конкретным решениям не пришли, уверяет Эстев. Ну и что, что уже имеющиеся мощности альянса в России простаивают? Зато будущее сборочное производство окажется всего в нескольких сотнях километров от Японии, напоминает Эстев, а оттуда можно будет завозить машинокомплекты для сборки. Да и пример «Соллерса», запустившего сборочный завод во Владивостоке аккурат перед Новым годом, наверняка не дает покоя Renault-Nissan. А шансов добиться успеха у французско-японского альянса явно больше, чем у «Соллерса»: в конце концов, японские Nissan на Дальнем Востоке знают и любят, а к экзотике вроде Fiat и SsangYong относятся с подозрением. Правда, Renault-Nissan на Дальнем Востоке наверняка «в нагрузку» придется выпускать и Lada, а эти машины местные жители не были готовы покупать даже тогда, когда РЖД привозила их туда бесплатно.

Долго запрягали