Когда-то Александра Хлопонина прочили в преемники Владимиру Путину

Когда-то губернатора Красноярского края Александра Хлопонина прочили в преемники Владимиру Путину. По иронии судьбы сторонники этой версии оказались недалеки от истины: вчера Хлопонин был назначен заместителем председателя правительства по Северному Кавказу – и одновременно полномочным представителем президента в новом Северо-Кавказском федеральном округе.

Получив диплом, Хлопонин три года проработал во Внешторгбанке СССР. А в 1992 г. вслед за Прохоровым ушел в частный бизнес, став заместителем председателя правления банка «Международная финансовая корпорация», входившего в группу «Интеррос» (ее совладельцами были Прохоров и Потанин). В 1994 г. он уже возглавлял правление МФК. А в июне 1996 г. Хлопонин был назначен генеральным директором РАО «Норильский никель» – крупнейшего производителя платины в мире и одного из лидеров по выпуску никеля (контроль над компанией достался «Интерросу» в результате залогового аукциона осенью 1995 г.). Новому гендиректору тогда был всего 31 год, и он был самым молодым топ-менеджером в мировой цветной металлургии. По словам Прохорова, Хлопонин сам вызвался возглавить «Норильский никель», «который тогда находился в катастрофическом состоянии». «Цены на никель в то время были рекордно низкими, на порядок ниже, чем сейчас», – добавляет Дмитрий Зеленин, коллега Хлопонина по «Интерросу» и «Норникелю», а ныне губернатор Тверской области. Сам Хлопонин в интервью «Коммерсантъ-Daily» после назначения в Норильск высоко отзывался о знаниях и талантах своих подчиненных, но потом сетовал: «Всю свою жизнь эти люди работали в рамках плановой программы, они никогда не вращались на свободном рынке. Занимались только производством – в этом они разбираются прекрасно. Но не знают, что такое финансы, как деньгами нужно управлять. Не понимают, что кредиты должны быть платными и возвратными – не то, что вы берете, а государство будет отдавать. <...> Для них пойти на минимизацию налогов – все равно что лезть под пистолет: «У-у-у, кошмар, украсть у государства!» При этом не понимают, что устанавливать мировые цены при поставках сырья внутри предприятий РАО и платить с этого дикий НДС, мягко говоря, неумно».

В сентябре 2002 г. инвестиционная компания ОФГ выпустила исследование, в котором высоко оценила нового губернатора Красноярского края Александра Хлопонина и предсказала, что он может стать человеком № 1 в России. «Смею предположить, что после одного губернаторского срока он будет готов занять любую должность в правительстве», – заявил тогда «Ведомостям» вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин. Прогноз, как показали дальнейшие события, оказался несколько преждевременным: Хлопонин получил предложение перейти на работу в правительство после двух губернаторских сроков. До вчерашнего дня его фамилия даже в кадровом резерве президента не значилась. Хотя многие политологи накануне передачи власти в России и включали Хлопонина в списки вероятных преемников президента – видимо, по инерции, после того прогремевшего аналитического бюллетеня.

Сибирский порядок

По большому счету аналитики тогда тоже поторопились с оценками: ведь Хлопонину не сразу удалось приступить к руководству Красноярским краем – и то после личного вмешательства президента России. Бывший гендиректор «Норильского никеля» и топ-менеджер группы «Интеррос» победил во втором туре выборов, набрав 48,07% голосов. Его соперник – председатель Законодательного собрания края Александр Усс, которого поддерживали «Русал», ЮКОС и красноярские предприниматели, – набрал 41,81%. В конце сентября Хлопонин публично покритиковал компании, использующие толлинговые схемы в ущерб краевому бюджету (а «Русал» это делал). И тут же Красноярская краевая избирательная комиссия признала итоги второго тура недействительными в связи с многочисленными нарушениями при голосовании. Правда, через несколько дней она отозвала свои претензии, а Путин в Кремле встретился с Хлопониным и Уссом и прямо на встрече подписал указ о назначении Хлопонина и. о. губернатора. Через неделю он вступил в губернаторскую должность уже без этой приставки. Усс на своего тогдашнего политического противника зла не держит. «Помню, на следующий день после выборов он пришел ко мне и говорит: «Александр Викторович, давайте работать вместе как коллеги и товарищи, а не как бывшие оппоненты», – рассказал он «Ведомостям». – У него не было поствыборного синдрома, он всегда старался видеть в людях лучшее, доброе». Да и все опрошенные «Ведомостями» политологи отмечают: после 2002 г. Красноярский край из наиболее конфликтного в политическом отношении региона превратился в один из самых стабильных субъектов Федерации. «Когда он приходил туда, край раздирали скандалы, у края не было реально управляющей руки, там был беспорядок. Сейчас это процветающий край, один из передовых, никаких скандалов нет», – говорит друг Хлопонина и владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров. «Наведение порядка – заслуга Хлопонина, – отмечает вице-президент Центра политической конъюнктуры Виталий Иванов. – Это не удалось ни одному из его предшественников [с 1991 по 2002 г. краем руководили Аркадий Вепрев, затем Валерий Зубов, а потом Александр Лебедь, погибший в авиакатастрофе весной 2002 г.]». Кроме того, именно Хлопонин в 2007 г. объединил Красноярский край с Эвенкией и Таймыром (губернатором Таймырского автономного округа он сам был в течение года до победы на краевых выборах). В результате бюджет края получил и доходы от добычи эвенкийских нефти и газа, и поступления от экспорта никеля и платины из Норильска, расположенного на Таймыре. Этот проект – главный успех Хлопонина в его политической биографии, отмечает Иванов.

Друзья в Москве

Александр Хлопонин родился 6 марта 1965 г. в столице Шри-Ланки Коломбо в семье переводчика МИДа. В 1989 г. он окончил международный факультет Московского финансового института. Там Хлопонин познакомился со своим лучшим другом Прохоровым. В 1983–1985 гг. им обоим, как и многим студентам московских вузов в те годы, пришлось послужить в армии, а потом они вместе делали на продажу модные «вареные» джинсы. Уже став губернатором, Хлопонин во время онлайн-интервью с красноярцами охотно вспоминал, как однажды отбил у Прохорова девушку. И привычно иронизировал по поводу их бросающейся в глаза разницы в росте: мол, если кто-то хотел найти его в институтских коридорах, надо было сначала отыскать высокого Прохорова, а потом посмотреть вниз. А Прохоров, в свою очередь, любит рассказывать, как помогал Хлопонину забираться в окна женского общежития, служа другу «живой лестницей». «У нас как-то был случай на экзамене по географии. Александр Геннадиевич забыл, в каком году был создан СЭВ [Совет экономической взаимопомощи]. Я ему подсказал: в 1949-м, – вспоминал предприниматель в интервью «Комсомольской правде». – Преподаватель это заметил. Тогда Хлопонин встал с места и сказал обо мне: «Выгонять его не надо – это я спрашивал». Этой честностью он разжалобил экзаменатора, и за это нас обоих оставили». И весело добавлял: «Были и другие истории, о которых хотелось бы рассказать, но не смогу. Мне-то терять нечего, а политическое реноме Александра Геннадиевича ни в коем случае не могу скомпрометировать!»

В 2001 г. Хлопонин решил сменить производство с финансами на политику. Для начала он выиграл губернаторские выборы на Таймыре. В это время он был уже состоятельным человеком – а продав свой пакет акций «Норникеля» (несколько процентов от уставного капитала), стал еще более состоятельным (см. врез). «Потом, после гибели Александра Лебедя, сам сказал – хочу стать губернатором Красноярского края, заняться политикой – и выиграл выборы», – говорит Прохоров, отмечая, что к началу выборов рейтинг Хлопонина в Красноярском крае был всего 4%.

«Мне с ним доводилось общаться как с губернатором, – рассказывает один из будущих подопечных Хлопонина, президент Северной Осетии Теймураз Мамсуров. – У него, несмотря на достаточно молодой возраст, огромный политический опыт, он умеет работать с людьми. Основательный, не верхогляд». Похожим образом характеризуют Хлопонина и другие люди, знакомые с ним по работе. Хотя порой от опрометчивых заявлений не страхует и такой внушительный бэкграунд – достаточно вспомнить ту же историю с критикой толлинга после победы на губернаторских выборах. А в январе 2006 г. Хлопонин устроил настоящий переполох на финансовых и товарных рынках: он сообщил в интервью «Авторадио из Красноярска», что акционеры «Норникеля» и алмазного гиганта «Алроса» вели переговоры о возможном слиянии компаний. После того как новость облетела все мировые информационные агентства, губернатор сообщил, что пресса неверно истолковала его слова.

Виды на Кавказ

«Наш горно-металлурги-ческий институт во Владикавказе еще со времен великого министра [среднего машиностроения] Ефима Славского работал над созданием Норильского горно-металлургического комбината, – погружается в историю Мамсуров. – Не знаю, бывал ли Хлопонин лично на Кавказе, но с нашими выпускниками он на «Норникеле», конечно, общался. Полпред на Северном Кавказе и одновременно вице-премьер – это большие полномочия. К тому же он будет работать напрямую с Владимиром Владимировичем [Путиным], а у него опыта по Кавказу точно хватает». Вчера, перед встречей с президентом Медведевым, Хлопонин еще в качестве красноярского губернатора участвовал в заседании совета по нацпроектам. Зеленин, который с ним там виделся, утверждает, что о своем новом назначении он ничего не говорил. Другие приятели нового вице-премьера и кавказского полпреда говорят, что он держал это в секрете – и только в эти выходные намекал, что есть, дескать, одна идея с Кавказом. Один из знакомых Хлопонина говорит, что тот рад новому назначению – он уже много проработал в Красноярске: «Хлопонин из тех, кому нужен драйв, кто хочет развиваться, ему нужен процесс, когда нужно что-то сделать для реализации самого себя, а на Кавказе много работы».

«Хлопонин – один из самых перспективных региональных лидеров с федеральным мышлением, пользующихся федеральной поддержкой, и то, что его назначили на такой сложный участок, как Кавказ, – это скорее закономерность», – считает Усс. По его словам, Хлопонину досталась очень тяжелая ноша с точки зрения территории и организационно-правовой ситуации. Но для Хлопонина это шанс проявить все лучшее, все самые сильные стороны, которые у него есть.

«Хорошо, что Хлопонин не просто полпред, а имеет статус вице-премьера. Это значит, он будет ближе к президенту и премьеру, с одной стороны. А с другой стороны, будет ближе и к народу – Пятигорск [где расположится столица Северо-Кавказского федерального округа] ближе к республикам, чем Ростов [нынешняя столица Южного федерального округа]. Он будет иметь возможность постоянного контакта с местными элитами», – говорит член комитета по труду и соцполитике от Кабардино-Балкарии Адальби Шхагошев. А то, что Хлопонин не знает Кавказа, даже замечательно – у него нет связей или каких-то скрытых обязательств перед местными элитами, уверен чиновник правительства Дагестана.

«Он умеет найти компромисс, – заявил «Ведомостям» сенатор, знакомый с Хлопониным. – Это один из немногих случаев, когда в назначенце сочетаются такие необходимые качества: он русский (что важно для такого многонационального края, как Северный Кавказ), у него есть дух, он умеет разговаривать с народом. Даже когда он был губернатором Красноярского края, он умел разговаривать с красноярцами, минуя своих подчиненных, и его ценили за это, на Кавказе близость к народу также будет цениться, и у него будет успех». По его мнению, для того чтобы навести порядок на Кавказе, Хлопонину понадобится не менее пяти лет.

«После полпреда Дмитрия Козака, который возглавлял также спецкомиссию по Северному Кавказу (туда входили министры, поэтому статус Козака был на уровне вице-премьера), в округ назначали просто полпредов (Григория Рапоту и Владимира Устинова). А на Северном Кавказе много проблем, которые надо решать очень оперативно в статусе вице-премьера», – говорит чиновник администрации Северной Осетии. Что касается Устинова, то ничем выдающимся его работа не отмечена, приезжал он редко, в основном был в Москве, а видеоконференции по насущным социально-экономическим вопросам вел его заместитель Александр Жуков, говорит чиновник правительства республики.

Источник в администрации Красноярского края рассказывает, что семья Хлопонина жила в Москве и Хлопонин сам часто ездил в столицу. «Но у него все было отстроено, система управления регионом работала, стратегические решения он принимал на месте», – отмечает он. Связаться с вице-премьером Хлопониным вчера не удалось – секретарь в его приемной в московском представительстве Красноярского края и пресс-секретарь сказали, что он недоступен для общения с прессой. Жена Хлопонина Наталья через своего представителя отказалась комментировать новый поворот в карьере своего мужа. А отец вице-премьера, Геннадий Хлопонин, сказал, что узнал о назначении сына из телевизионных новостей и еще не успел переговорить с сыном. Прохоров считает, что Хлопонину удастся наладить экономическую ситуацию на Северном Кавказе: «Дело не в его жесткости, а в другом – в его уникальной способности находить со всеми компромисс, договориться и приходить к нужному для него результату».

Что есть у семьи Хлопониных

Год назад были опубликованы официальные данные о доходах Хлопонина. С 1 января по 31 декабря 2008 г. он получил 635 млн руб. Из них по основному месту работы – 1,5 млн руб., 610 млн руб. – от продажи ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, 23 млн руб. принесли вклады в банках и иных кредитных организациях. Еще 120 000 руб. Хлопонин заработал от продажи автомобиля. На конец 2008 г. ему принадлежали три автомобиля: два Mercedes-Benz S 600 и Mercedes-Benz CL 65 AMG, автоприцеп Shoreland`r PWC 1000, мотоцикл Harley-Davidson и катер «Фантом-46».

Важное место

При губернаторе Хлопонине в Красноярске заработал ежегодный Красноярский экономический форум. А в феврале 2008 г. на этом форуме выступил со своей экономической программой кандидат в президенты РФ Дмитрий Медведев.