Киноверсия "Наша Russia" проигрывает телевизионной

Киноверсия популярного скетчкома «Наша Russia» проигрывает телевизионной, но на фоне новейших отечественных комедий выглядит как минимум не стыдно – даже несмотря на подзаголовок «Яйца судьбы»

Проекту «Наша Russia» больше всего вредит контекст. Тесная ассоциативная (и не только) связка с Comedy Club Production, с другими проектами канала ТНТ, среди которых и сирый «Дом-2», и убогий «Секс с Анфисой Чеховой», – все это страшно располагает к заочному презрению. «Не смотрел, но скажу». И совершенно зря.

Скетчком вдохновлен английским сериалом Little Britain, иронизирующим над британцами. В нашей версии, соответственно, есть дурковатые гастарбайтеры и их бригадир («нацайника»), честный и, как следствие, голодающий гаишник, думающие о народе депутаты, учительница-вымогатель и множество других узнаваемых персонажей. Телевизионная «Наша Russia», что удивительно, ничуть не уступает в качестве британскому аналогу, а куратор общества «Борцы с жиром» Марджори ничем не превосходит нашу чуткую и отзывчивую учительницу Снежану Денисовну. Видна в «Нашей Russia» и симпатия ее создателей к группе «Монти Пайтон», и легкая хармсовщинка. Потому-то и счет к полнометражной картине «Наша Russia. Яйца судьбы», снятой по мотивам скетчкома, должен был быть высоким. Традиционной скидки «ну-это-же-русское-кино» и тем более «ну-это-же-русский-юмор-из-ящика» авторы и участники «Нашей Russia» не заслужили. Планку задрали своими руками.

В завязке фильма гастарбайтеры Рафшан (Михаил Галустян) и Джумжут (Валерий Магдьяш) смотрят Fashion TV в чужой олигархической квартире, но, когда манекенщицы на экране сначала сменяются манекенщиками, а затем репортажем с участием любимого «нацайника» ремонтеров (Сергей Светлаков), герои от телевизора отвлекаются и квартиру более или менее разносят. Дальнейшие передвижения Рафшана и Джумжута по столице подчинены, несмотря на кажущуюся хаотичность, одной высокой цели: спасти «нацайника»; таким был, кстати, первый вариант названия фильма. А яйца судьбы, вынесенные в заглавие в итоге, – не более чем макгаффин, бессмысленный предмет, вокруг обладания которым строится сюжет картины.

Режиссер Глеб Орлов с сопродюсерами и авторами сценария Семеном Слепаковым и Гариком Мартиросяном здраво рассудили, что запихивать всех полюбившихся зрителям персонажей в полуторачасовое кино не стоит. Кто-то из них мелькает в эпизодах, но активных протагонистов в фильме трое: Рафшан, Джумжут и бригадир. Объединяющая их история ладно выстроена, и все-таки ее одной для полнометражной картины мало. Избежав опасности запутаться в параллельных сюжетных линиях, авторы фильма угодили в другую: в этой истории слишком мало поворотов. Не подменяющих их гэгов, погонь или реприз, а драматургии.

Но эти претензии не имеют ничего общего с теми, которые хотелось предъявить «Самому лучшему фильму» (как первому, так и второму) и которые, в общем, сводились к фразе «чума на оба ваши фильма». «Наша Russia» при всех своих несовершенствах все-таки энциклопедия русской жизни. В которой к тому же один из героев может сказать в телефон: «Леонид, это не писечка, это Виктор Марьянович».