Спать не захочется

Учреждена новая премия, на этот раз в честь Чехова. Любопытно, хотя оценить ее до конца можно будет лишь после награждения первых лауреатов

Премию «Чеховский дар» придумал и учредил фонд «Пушкинская библиотека», в основном занимающийся продвижением хороших отечественных книг в российские библиотеки. В соучредителях – администрация Таганрога, города, в котором Антон Павлович родился и вырос.

В литературной своей части это награда за лучший рассказ или несколько рассказов года. Что уже неплохо, рассказ по-прежнему остается самым непопулярным у издателей жанром. К тому же и существующая уже несколько лет «Казаковка», также вручаемая за лучший рассказ, при всех своих достоинствах и качественности отбора, увы, так и осталась камерной. У «Чеховки» есть все шансы прозвучать полнее и звонче, хотя пока премии имени Казакова она все же уступает. В универсализме.

Учредители Чеховской премии, называя ее цели, говорят, что хотят стимулировать авторов, пишущих рассказы и «продолжающих чеховскую литературную традицию». В год и месяц чеховского юбилея это звучит актуально, но вот что потом? «Чеховская традиция» – субстанция летучая, трудно уловимая и отслеживаемая. Шукшин, например, – это чеховская традиция? А Бунин? А тот же Юрий Казаков? Получили бы они Чеховскую премию? Или, скажем, Людмила Петрушевская? Владимир Сорокин? Виктор Пелевин, наконец, помимо прочего еще и автор нескольких замечательных лирических рассказов? Вопрос.

Наследование чеховским традициям как главный фильтр неизбежно сужает возможности премии. Как-никак после Чехова литература прошагала больше века, за это время с прозой, в том числе с жанром рассказа, случилось по отношению к классической традиции много неканоничного и неожиданного.

Расшатались рамки строгой реалистической манеры, проповеданной Чеховым, – а в щели вдуло фантастику, языковую игру, жесткую иронию, шифры, вступающие с читателем в надтекстовой диалог. Было бы жаль, если бы Чеховской премией награждались рассказы, лишенные всего этого богатства, – скучноватые, исключительно реалистические истории.

Впрочем, гендиректор «Пушкинской библиотеки» и премии Мария Веденяпина сказала, что по окончании юбилейного года заточенность на Чехова из премии уйдет – правда, говорила она о номинациях «благотворитель», в которой награждаются предприниматели, поддержавшие инициативы библиотекарей по продвижению Чехова и русской классики, и «подвижник книги», в которой отмечается сотрудник библиотеки, воплотивший яркий, посвященный Чехову проект. Но можно предположить, что со временем и в литературной номинации следование традициям Чехова перестанет быть обязательным для лауреата.

Впрочем, дело, как известно, не в декларациях. Что представляет собой премия, мы все равно сможем понять не раньше, чем случится первое награждение.

Выбирать лауреатов будет жюри, в которое под председательством писателя Бориса Евсеева вошли критики Лев Анненский и Николай Александров, социолог Валерия Стельмах, мэр Таганрога Николай Федянин, директор Донской публичной библиотеки Евгения Колесникова, артист и кинорежиссер Владимир Фокин. Наградит оно не обязательно а-ля чеховскую – просто хорошую прозу, и превосходно. Антон Павлович это наверняка бы одобрил.