Вектор


Пусть забирают

Почему это Renault, уже купившая два года назад блокпакет «АвтоВАЗа» за $1 млрд, должна платить огромные деньги за участие в спасении «АвтоВАЗа»? Завод нужно продать Renault за символические $1, заявил в интервью немецкой газете Welt am Sonntag бенефициар крупнейшей в России дилерской группы «Рольф» Сергей Петров. Продавались же 20 лет назад восточногерманские заводы за одну марку, указывает он.

Мысль не нова, но в последнее время она опять актуальна. Сейчас «АвтоВАЗ» готовит бизнес-план на несколько лет вперед и вместе с ним – акционерное соглашение, которое определит инвестиции каждого из совладельцев и их будущие доли в капитале компании. Пока известно лишь, что «АвтоВАЗ» должен получить через «Ростехнологии» еще 50 млрд руб. на текущие нужды и реструктуризацию долгов. Вклад альянса Renault и Nissan составит не менее 300 млн евро в виде технологий и ноу-хау. Формально вклад иностранцев гораздо меньше, чем «Ростехнологий», значит, и их доля должна снизиться. Но фактически помощь «Ростехнологий» – это выбивание из госбюджета денег для поддержания на плаву устаревшего и убыточного производства. Без Renault с ее технологиями вливания эти бессмысленны – на собственных разработках «АвтоВАЗ» долго не протянет. Возможно, государству стоило бы прислушаться к Петрову.

В ожидании скидок

С начала года «АвтоВАЗ» продал 12 000 Lada, рассказал представитель компании. Это более чем двукратное падение по сравнению с январем 2009 г., когда кризис был в полном разгаре, – тогда, по данным Ассоциации европейского бизнеса, было продано 29 110 машин. Сам «АвтоВАЗ» объясняет низкие результаты длинными новогодними праздниками, но ведь и в прошлом году их было не меньше. Более вероятно влияние государства. Во-первых, с начала года не работает программа льготного кредитования: чиновники слишком поздно подготовили документы, продляющие ее действие на 2010 г., постановление правительства еще не подписано. Львиная доля льготных автокредитов выдавалась на покупку именно Lada. А во-вторых, похоже, покупатели просто ждут, когда заработает другая стимулирующая мера – программа утилизации автомобилей, позволяющая владельцам старых машин при сдаче их в разборку получить 50 000 руб. скидки при покупке новой машины. Она должна заработать 8 марта, и насколько она станет успешной, наперед никто сказать не может. Чиновники даже делают ставки на то, как быстро удастся потратить выделенные на утилизацию 10 млрд руб., рассказывал сотрудник Минпромторга. Если низкие результаты «АвтоВАЗа» действительно объясняются отложенным спросом, то программу утилизации ждет успех.

Расплачиваться без исков

Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов зафиксировал улучшение ситуации в экономике по одному весьма показательному, на его взгляд, критерию – снижению числа заявлений о признании банкротом. Это позволило Иванову говорить о том, что «виден свет в конце туннеля». Его не смущает продолжающийся рост количества дел, связанных с невозвратом кредитов. Однако результаты этих дел все реже приводят к признанию должника банкротом и высшая инстанция оставляет в силе значительное число решений московского арбитражного суда, заявил Иванов, выступая на расширенном заседании президиума московского арбитражного суда. Как следствие, ожидает он, пойдет на убыль и количество дел о взыскании банками долгов с заемщиков, следует из сообщения «Интерфакса». Тогда в улучшении ситуации с платежеспособностью компаний в стране сомнений уже не останется.