Право, что-то есть

Премия «Нос» вполне состоялась. Хотя бы потому, что досталась «Каменным кленам» Лены Элтанг – роману экзотическому и хрупкому
С.Николаев

В церемонии определения лауреата «Носа» сквозила непередаваемая странность – видно, подгадал Гоголь, в честь которого премия и была учреждена год назад фондом Михаила Прохорова. Обещанные «литературные дебаты» в исполнении жюри (социолог Алексей Левинсон, филологи Марк Липовецкий и Кирилл Кобрин, поэт Елена Фанайлова) не получились – искусством публичной дискуссии наша гуманитарная публика пока не владеет. Вместо избрания двух лидеров, выбрали вдруг троих. А ключевые критерии отбора – «новая словесность» и «новая социальность» (отсюда и сокращение «Нос») звучали неясно, кажется, даже для жюри.

И тем не менее премия получилась.

Хотя бы потому, что «Носу» и в самом деле удалось внести в литературный процесс новое. Ведь шансов попасть в шорт-листы других премий никто из шести финалистов «Носа» практически не имел. Ни журналистское расследование Татьяны Бочаровой о расстреле 1962 г. «Новочеркасск: кровавый полдень», ни исповедальная проза Андрея Аствацатурова «Люди в голом», ни написанный в жанре альтернативной биографии «Роман Арбитман» Льва Гурского, ни тонкая и обаятельная «Тайная жизнь петербургских памятников» Сергея Носова, ни сборник притч «Сказки не про людей» Андрея Степанова. «Носу» удалось проделать бесценную работу: обозначить то, что не вписывается в сегодняшний мейнстрим и тем не менее интересно.

Награжденные «Каменные клены» Элтанг в том числе: история любви чужого и чужой, развернутая в Уэльсе в декорациях античной мифологии, кельтского фольклора, дантовского эпоса. Сложная, ажурная, красиво выстроенная проза – экзотический каменный цветок тончайшей работы. Хороший выбор, перспективная премия – и значит, цитируя Гоголя, «во всем этом, право, что-то есть».