«Доверие важнее контроля», - Карстен Слотте, президент Fazer Group

Потребители эмоционально привязаны к локальным брендам, особенно в хлебной отрасли, уверен президент Fazer Group Карстен Слотте. Финны сохраняют и развивают марку «Хлебный дом» и опираются на местных менеджеров.
Е.Кузьмина

1979

менеджер по маркетингу и продажам финской компании Sultrade

1981

атташе по коммерческим вопросам консульства Финляндии в Гамбурге

1983

консультант по экспорту Финской внешнеторговой ассоциации

1985

менеджер по экспорту, по маркетингу, директор по экспорту Finnsugar, Vasamills

2000

президент Cloetta Fazer Konfektyr (одно из подразделений группы), с 2007 г. – президент Fazer Group

Fazer Group

производитель хлебобулочных и кондитерских изделий, кейтеринговые услуги. ВЫРУЧКА – 1,159 млрд евро (2008 г.), в том числе за пределами Финляндии 600 млн евро. Операционная прибыль – 135 млн евро. Контролируется членами семьи Фазер.

За 12 лет работы в России финский концерн Fazer купил четыре хлебозавода в Петербурге и один в Москве. Пока достаточно, считает президент Fazer Group Карстен Слотте. Строительство нового производства стоимостью 100 млн евро из-за кризиса заморожено, объявлять о выходе в другие регионы концерн пока не спешит.

– Какие планы по инвестициям на этот год?

– Сейчас они на стадии доработки. За 12 лет присутствия в России мы инвестировали 170 млн евро, в том числе 20 млн евро в 2009 г. Это не так много, потому что мы не строили заводов с нуля.

– С чем связана ориентация Fazer на местные бренды?

– Во всем мире люди очень гордятся ими, особенно в хлебной отрасли. В России считают, что здесь пекут лучший в мире хлеб, в Швеции считают, что лучший хлеб у них, и т. д. Бренды – это не только логика, там много эмоций. Их сохранение – это в том числе и уважение к потребителю. Мы инвестировали в бренд «Хлебный дом» и очень им гордимся.

– Когда вы начинали работу в России, были опасения, что межнациональные концерны выйдут на российский рынок и составят вам конкуренцию?

– Я не очень верю, что сюда придут американские или немецкие компании. На европейском и американском рынке тоже преобладают местные игроки. Самые сильные наши конкуренты – российские компании. Особенно в Москве, где мы занимаем пока четвертое место на рынке. Надо искать, как улучшить свои позиции, увеличить долю рынка. Мы с уважением относимся ко всем конкурентам. Хорошо, что они есть. Конкуренция помогает строить сильный бизнес.

– Что еще беспокоит в России? Может быть, административное давление?

– Я с 1982 г. в бизнесе, работал больше за границей, чем в Финляндии. Существенных рисков [работы в России] я не вижу.

– Давление со стороны розницы ощущаете?

– Ценовое давление существует везде, особенно в кондитерском бизнесе. Но если ты хочешь участвовать в игре, надо принимать правила. В хлебном бизнесе у нас очень сильные позиции, а за место на полке в кондитерском отделе надо бороться. Конечно, мы чувствуем давление, но так и делается бизнес.

– В 2008 г. оборот Fazer Group снизился почти на 3% до 1,159 млн евро, а операции в России выросли на 32,3% до 225 млн евро. Какими ожидаете результаты работы в прошлом году?

– Это был сложный, но интересный год для бизнеса. В России у нас благоприятная ситуация – сильный бренд и сильные рыночные позиции. В рублевом выражении мы рассчитываем примерно на те же показатели, что в 2008 г., а в 2010 г. даже ожидаем прироста. В целом оборот Fazer Group в 2009 г., по нашим расчетам, будет немного больше 1,4 млрд евро. Самый большой наш бизнес – хлебопекарный, мы крупнейшая компания этой отрасли в Финляндии и одна из ведущих в Северной Европе. Fazer – семейная компания, поэтому возможности диверсификации ограничены. Но у нас есть еще организация питания и кейтеринговое обслуживание под брендом Amica, а также кондитерское производство Fazer Confectionery, которое вернулось в состав группы в 2008 г. после разделения Cloetta Fazer. Этот бизнес достаточно стабилен и не сильно поддается влиянию кризиса, он скорее зависит от цен на сырье. С точки зрения прибыли он очень важен для нас.

– Есть планы развивать кондитерское производство в России?

– Мы очень много вложили в хлебный бизнес и не хотим распылять усилия. Сейчас сложно было бы начать производство конфет и шоколада в России. Основные игроки – Nestle, Cadburry, Mars, Kraft – здесь уже присутствуют. Из локальных брендов сильные позиции у фабрики имени Крупской, конфет «Коркунов». Хлебный бизнес в России показывает хороший результат, в будущем мы будем инвестировать в него.

– В 2008 г. вы приобрели 20 га земли во Всеволожском районе под Петербургом под строительство нового завода стоимостью 100 млн евро. Эти планы в силе?

– Решение все еще не принято. У нас в Петербурге четыре хлебопекарных завода, и строить сразу огромное новое производство нам не нужно. У нас пока достаточно мощностей, чтобы удовлетворить существующий спрос.

– Как вы оцениваете долю предприятий Fazer на российском хлебном рынке?

– В Петербурге – чуть более 30%, в Москве – 8%. Другие регионы выглядят очень перспективно, мы видим там много возможностей, но будем развиваться постепенно.

– Можно ли ожидать новых приобретений в Москве или вы потеряли интерес к этому рынку после покупки кондитерско-булочного комбината «Звездный»?

– Это будет ключевой для нас регион, его потенциал очень велик. Мы внимательно следим за развитием рынка и за открывающимися на нем возможностями. Но нам не обязательно постоянно делать приобретения – мы будем ждать благоприятного случая.

– Ваша стратегия в Москве предполагает строительство завода с нуля?

– В настоящее время нет. По этому пути мы скорее пойдем в Петербурге. А в Москве мы не до конца использовали потенциал существующих мощностей «Звездного».

– Есть ли планы расширяться в других регионах?

– Благодаря местному менеджменту у нас есть четкая картина рынка. Мы пока не приняли решения идти в регионы, чтобы искать там сильные бренды и партнеров и развиваться на их мощностях.

– Ваш опыт с покупкой завода «Волжский пекарь» в Твери оказался неудачным? Почему Fazer отказалась от покупки контрольного пакета?

– У нас были идеи создать СП [с акционерами «Волжского пекаря»]. Для этого нужен общий взгляд, общие планы и обе стороны должны иметь равные права. Если этого нет, неудача неизбежна независимо от того, есть ли у вас контрольный пакет. Многое зависит от местных партнеров. Так было с «Хлебным домом». С «Волжским пекарем» была другая ситуация, и осенью 2007 г. мы решили выйти. Доверие и сходные взгляды важнее контрольного пакета.

– Какая отсрочка платежа у крупных ритейлеров?

– В России, как и везде в Европе, от 30 до 60 дней.

– А бонусы за присутствие в сетях Fazer платила?

– Да, платим и сейчас, как и все остальные поставщики. Это обычная не только российская, но и общемировая практика.

– В конце декабря Госдума приняла закон, который лимитирует отсрочку платежа по скоропортящимся продуктам, к которым относится и хлеб, 10 днями.

– В законе предпринята попытка урегулировать взаимоотношения торговых сетей и поставщиков, и сокращение отсрочки – одно из позитивных изменений. Мы вносим в договоры с нашими партнерами в России все необходимые изменения. Поскольку закон носит рамочный характер, потребуется еще принятие значительного количества подзаконных актов.

Особенности перевозки

Карстен Слотте рассказывает, что его компания возит свежий хлеб, сделанный в «Хлебном доме» в Петербурге, в Москву, «но это скорее исключение»: «Оптимальное расстояние [для перевозки хлеба] – 300–400 км, на доставку должно уходить ночью 4–5 часов».