Письмо


Модернизация в рамках Путина

На статью «Без страны» (№ 22 от 9.02.2010, стр. 04)

Вы часто даете слово авторам, которые последовательно предлагают власти либеральные политические идеи, способные, возможно, преобразить Россию и сделать ее конкурентоспособной на рынке международного разделения труда, а жителей России – счастливее и богаче. Но я бы хотел призвать авторов либеральных колонок и редакцию к здоровому пессимизму: очевидно, что Владимир Путин с нами надолго, и последнее заседание госсовета еще больше убедило меня в этом.

«Модернизация» современной России невозможна, на мой взгляд, не только из-за коррупции, отсутствия справедливой правоохранительной системы, судов или выборов, но в большой степени из-за принципиальной неготовности Путина к смене членов своей команды, вне зависимости от достигнутых ими результатов. Премьер-министр в своих выступлениях и статьях жестко отказывается от западных механизмов ротации элит (либеральная демократия); от «особого» пути авторитарного Китая, тем не менее позволяющего ему поддерживать чрезвычайно высокую конкурентоспособность, – внутрипартийной демократии в правящей партии и механизма ротации председателей КНР – и даже от ручных отставок проштрафившихся чиновников (я о публикации Владимира Путина в «Русском пионере»).

Понимая, что, возможно, многим из нас при Владимире Путине придется выйти на пенсию, как никогда необходимо предложить стране модернизационную стратегию, работоспособную (нельзя же считать такой стратегией госкорпорации, механизм нацпроектов или комиссию по модернизации!), но которую власть не восприняла бы как угрозу существующему в России строю и даже, возможно, поддержала бы.

Возможно, «внутренним заказчикам» либерализации стоило бы обдумать, как идею концепцию восстановления федерализма в области экономической, социальной и инфраструктурной политики, которая позволила бы запустить механизм экономической конкуренции между субъектами Федерации за предприятия, население и их деньги. Для этого потребуется передача на уровень субъектов Федерации экономических полномочий и налоговых поступлений, зависящих от экономической активности на территории и притока экономически активного населения (НДФЛ, налог на прибыль предприятий, транспортный налог, налог на недвижимость, налог с продаж, если вдруг будет желание уйти от НДС, и тому подобное), с оставлением на федеральном уровне налоговых платежей, связанных с добычей полезных ископаемых, эксплуатацией природных ресурсов и т. п. Передача всеобъемлющих полномочий по установлению экономического климата на уровень субъектов (обязательно без права влиять на сырьевые и стратегические предприятия и получать от этого доходы) и права оставлять налоговые поступления, связанные с успехами новой экономической политики, в регионе улучшит экономический климат во многих субъектах, при этом позволит оставить существующую властную конструкцию на федеральном уровне в неприкосновенности.

Двигателем модернизации в таком случае станет не демократия, не кадровая политика на федеральном уровне, а конкуренция между региональными элитами. А конкуренция всегда творит чудеса.

Дмитрий Малов, Москва