«Яровит» собрал Кулибиных

«Яровит моторс» через три года собирается выпустить на рынок грузовик, работающий на сжиженном газе. Производство мощностью до 12 000 таких машин в год компания намерена построить в Петербурге

ЗАО «Яровит Моторс»

Производитель грузовиков. Входит в группу компаний «Яровит». Финансовые показатели (РСБУ, 2008 г., данные СПАРК): выручка – 79,4 млн руб., чистый убыток – 38,1 млн руб.

Яровит моторс» планирует в 2013 г. открыть в Петербурге завод, который будет выпускать 10 000–12 000 грузовиков в год, рассказал вчера президент российско-белорусского холдинга «Яровит» Андрей Бирюков. По его словам, производство может выйти на полную мощность в 2015 г. За первое полугодие 2010 г. компания закончит разработку и соберет первый опытный образец грузового автомобиля, работающего на сжиженном газе и бензине, говорит Бирюков. Владелец такой машины сможет экономить до 40% топлива по сравнению с обычным двигателем, уверен он.

Бирюков рассказал, что «Яровит» разработал универсальную платформу, которая позволит выпускать грузовые автомобили грузоподъемностью от 10 т до 65 т, а в перспективе – автобусы, троллейбусы и трамваи. Разработка обошлась в $10–15 млн, оценивает Бирюков. Небольшие затраты он объясняет тем, что «Яровит» использует идеи российских изобретателей, не пригодившиеся большим производителям. Можно собрать идеи, на которые уже потрачены средства, но рабочую платформу за $15 млн создать нереально – мировые концерны тратят на каждую новую модель сотни миллионов долларов, удивляется управляющий директор AG Capital Александр Агибалов.

Строить завод «Яровит» собирается в Рыбацком, где в марте 2008 г. получил 11,5 га под изыскательские работы. Бирюков не раскрывает инвестиции в проект, но говорит, что это будут собственные средства холдинга. Строительство такого производства обойдется примерно в $10 млн с учетом того, что грузовики будут собираться на конвейере, оценивает директор российского представительства A.T. Kearney Евгений Богданов. Пока у «Яровита» есть только одна производственная площадка – в 2005 г. компания открыла сборку грузовиков, купив участок Ленинградского металлического завода. По данным «АСМ-холдинга», в 2008 г. там было собрано 17 грузовиков, в 2009 г. – четыре. Это опытное производство и «Яровит» пока в основном занимается разработками и инжинирингом, объясняет Бирюков.

Пока производство грузовиков в России падает. В 2009 г. продажи этих машин российской сборки сократились, по данным «АСМ-холдинга», на 62% по сравнению с 2008 г. до 97 758 шт. Для машин, работающих на сжиженном природном газе, пока нет заправок, предупреждает Богданов. Из-за падения в 2009 г. объемов грузовых перевозок примерно на 50% в ближайшие несколько лет транспортные компании вряд ли смогут обновлять свои парки, говорит гендиректор одного из петербургских автоперевозчиков.