Тихорецкий Siemens

Ростовская мэрия хочет закупить 12 трамваев Siemens по 8,4–10,5 млн евро каждый и собирать их на Тихорецком машиностроительном заводе (ТМЗ). Конкуренты ТМЗ сомневаются, что это окупится

Рабочая группа мэрии, ТМЗ и ООО «Сименс» разрабатывает план внедрения системы легковесного транспорта в Ростове, рассказал гендиректор МУП «Ростовская транспортная компания» (РТК) Игорь Политика. Согласно подписанному сторонами в ноябре протоколу о намерениях горадминистрация планирует закупить 12 трамваев Siemens, собранных в Тихорецке (будут эксплуатироваться РТК).

На всю Россию. 159

трамваев произведено в России в 2009 г.: Усть-Катавский вагоностроительный завод – 91, «Уралтрансмаш» – 44, Петербургский трамвайно-механический завод – 24. В 2008 г. они выпустили 289 трамваев

МУП «Ростовская транспортная компания»

пассажирская компания. финансовые показатели (РСБУ, 2008 г.): выручка – 146 млн руб., чистая прибыль – 11 млн руб.

ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод им. В. В. Воровского» (Краснодарский край)

производитель путевой техники. финансовые показатели (РСБУ, III квартал 2009 г.): выручка – 427 млн руб., чистый убыток – 95 млн руб. Акционеры – Алексей Фендриков (36,93%) напрямую и через ООО «Трансмаш XXI век», Александр Фендриков (11,63%), ООО «Медгар финанс» (19,3%).

«Модель точно не определена, это будут 18-метровые низкопольные трамваи на трех тележках, а не двух, как отечественные, что снижает давление на пути. Вес – примерно 20 т, вместимость – 150 человек при плотности четыре человека на 1 кв. м», – говорит Политика. Такие в Европе стоят 1,2–1,5 млн евро, тихорецкой сборки будут на 30% дешевле и их покупку, как отечественных, сможет софинансировать федеральный бюджет, рассказал он.

«Наши низкопольные трамваи 18 м и 22 м стоят примерно 25 млн руб.», – говорит директор по продажам Петербургского трамвайно-механического завода (ПТМЗ) Андрей Тимченко. «Низкопольный трамвай длиной 27 м нашего завода будет вдвое дешевле тихорецкого Siemens», – утверждает заместитель гендиректора торгового дома Усть-Катавского вагоностроительного завода (ТД УКВЗ) Сергей Афанасьев.

«Весной мы представим бизнес-план модернизации трамвайных путей и системы энергоснабжения, чтобы они могли принять Siemens. Из 60 км городских путей переложить нужно примерно половину (стоимость – около 17 млн руб. за 1 км), на маршруте № 1, куда пустят первые 12 Siemens, – только 7 км. Первый маршрут завершим в этом и следующем году, в бюджет этого года также заложены 50 млн руб. на строительство тяговой подстанции», – рассказал Политика. По его словам, сборка 12 трамваев займет 8–10 месяцев, еще нужно время на локализацию производства в Тихорецке. «В конце декабря мы начали ремонтировать трамваи, на следующей неделе наши специалисты летят на завод Siemens под Дюссельдорфом, совместно с Siemens разрабатывается ТЭО локализации», – рассказывает директор по стратегическому развитию ТМЗ Андрей Щербаков. По его словам, первые Siemens ТМЗ собирается поставить уже в конце года. О форме сотрудничества с Siemens и инвестициях он не говорит. ООО «Сименс» на запрос вчера не ответило, представитель компании в Ростове Анна Русалева от комментариев отказалась.

Представитель рабочей группы говорит, что обсуждаются разные варианты: поставка ТМЗ комплектующих, аренда «Сименсом» мощностей завода для самостоятельного производства, создание СП. Тимченко из ПТМЗ считает, что степень локализации в Тихорецке не превысит 10%.

«Трамваи Siemens великолепны, но при существующих тарифах на проезд их закупка и модернизация путевой и энергосистемы не окупятся никогда», – уверен гендиректор ТД УКВЗ Феликс Винокур. – «Российский рынок не готов к низкопольным трамваям, даже Москва с ее бюджетом не может позволить переход на них».

«За счет экономии на ремонте состава и путей, низкой стоимости энергоносителей система легковесного транспорта в долгосрочной перспективе (15 лет и больше) экономически эффективнее любого вида городского пассажирского транспорта», – не согласен Политика.