Охота на Toyota

За 10 дней в конгрессе США пройдут три заседания, посвященных безопасности автомобилей Toyota

«Мы уверены, что у наших машин нет проблем с электронной системой контроля тормозов, – утверждает президент подразделения Toyota Motor Corporation (TMC) по продажам в США Джим Лентц, – в результате масштабного тестирования этой системы мы ни разу не обнаружили неисправности, способной вызвать внезапное ускорение» (цитата по Bloomberg, у которого есть доклад Ленца). Менеджер должен был выступить на заседании комитета палаты представителей по энергетике и торговле. Итогов на момент сдачи номера в печать не было.

Сегодня в конгрессе ждут президента TMC Акио Тойоду. На слушаниях должны быть обнародованы конфиденциальные документы TMC. В них, по данным бывшего юриста компании Димитриуса Биллера, содержатся доказательства, что концерн пытался скрыть технические проблемы внедорожников. По данным Automotive News, в 2003–2007 г. Биллер работал в североамериканской штаб-квартире TMC и расследовал претензии, связанные с ДТП с участием внедорожников Toyota. Он обнаружил, что концерн намеренно уничтожает все документы о неисправностях, повлекших за собой не только несчастные случаи, но и летальный исход. Когда юрист попытался сообщить об этом руководству компании в Японии, его вынудили уволиться. Летом 2009 г. Биллер подал в суд на TMC.

Второго марта слушания, посвященные Toyota, пройдут и в сенате. Возможно, будут выдвинуты уголовные обвинения – ТМС уже получила требование предоставить документы от Федерального большого жюри США, пишет WSJ. Поступил и запрос от SEC.

TMC объявила об отзыве более 8,5 млн автомобилей по всему миру (годовой объем производства компании до кризиса). По данным Лентца, уже отремонтирован 1 млн машин. Администрация дорожной безопасности США (NHTSA) с 2000 г. получила 2600 жалоб на проблемы с педалью газа у автомобилей Toyota, из-за которых могли погибнуть 34 человека, сообщает Bloomberg. В январе 2010 г. компания Safety Research and Strategies объявила, что с 1999 г. зафиксировала 2274 случая внезапных ускорений автомобилей Toyota, которые привели к 275 авариям и 18 смертельным исходам. Первоначально в TMC утверждали, что причиной ускорений являются коврики, за которые может зацепиться педаль газа, позже признали, что проблема может быть в электронике. Ремонт отозванных автомобилей и падение продаж, вызванное скандалом, обойдется концерну примерно в $2 млрд. По данным FT, в США к концерну подано несколько десятков коллективных исков.

Законодатели США настроены решительно. По предварительным данным, ТМС отрицала возможность неисправностей и делала заявления, вводящие клиентов в заблуждение, утверждает председатель комитета Генри Уаксман. Но есть и другое мнение: «Возникает впечатление, что правительство устроило дискриминацию в отношении прямого конкурента [американского General Motors]», – отмечает член палаты представителей Митч Даниэлс (цитаты по Bloomberg).

Тойода признает, что одной из причин кризиса в компании стало ее слишком быстрое развитие. Тренинговые центры в последние 10 лет просто не успевали качественно обучать работников, заявил Тойода, признавшись одновременно в том, что было нарушено главное правило Toyota: производить ровно столько машин, сколько требует рынок. Кроме того, глава TMC пообещал продлить гарантийный срок на все свои автомобили. Еще одна мера, призванная возвратить лояльность потребителей, – установка на все автомобили TMC системы приоритета педали тормоза, которая будет активироваться при одновременном нажатии на тормоз и газ.

За последний месяц капитализация Toyota сократилась на $31 млрд до $125,5 млрд.