Точка зрения: Слишком особые зоны


Недолгая история существования российских игорных и особых экономических зон туристско-рекреационного типа стала квинтэссенцией неспособности государства заниматься управлением развития крупных территорий.

В идее создания особых экономических зон (ОЭЗ) ничего революционного нет. Многие страны давно и некоторые – весьма успешно реализуют подобные проекты для стимулирования деловой активности в отдельных отраслях экономики. Логично стремление российского правительства создать условия, чтобы честно заработанные в стране деньги не доставались иностранным отельерам, а тратились в России. Также логично, что инициатором создания курортных ОЭЗ выступил Краснодарский край.

В 2005 г. я в составе делегации края презентовал в Москве первый законопроект о туристских зонах. Его обсуждение проходило в Центре стратегических разработок под председательством тогдашнего руководителя центра Эльвиры Набиуллиной. Сомнений в необходимости реализации проекта почти не было, и вскоре решение было принято. Сложности начались позже.

В чем ошибка

Первая ошибка, допущенная при создании ОЭЗ, была сделана в самом начале, при определении емкости спроса. Кто и как определил (и занимались ли этим вообще), сколько ОЭЗ туристско-рекреационного типа должно быть, каков их оптимальный объем с точки зрения рынка?

Ответа на вопрос о количестве ОЭЗ может не быть в документах с гербовой печатью, но в бизнес-плане инвестора этому посвящен один из важнейших разделов. Когда бизнесмен тщательно складывает количество людей, которые ездили и будут ездить отдыхать за границу, и тех, кому удобно и комфортно на российских курортах, и число мест, запланированных в рамках ОЭЗ, он понимает, что рынка на всех не хватит. Рассчитывать на быструю компенсацию за счет иностранных туристов, которые сразу оценят всю прелесть природы и сервиса российских курортов, может только законченный оптимист. Серьезного инвестора сомнения начинают одолевать уже при первом взгляде на проект ОЭЗ. Если в рамках государственной программы развития отрасли эти естественные для бизнеса вопросы не учтены, то говорить о серьезных инвестициях нет никакого смысла.

Вторая – и одна из самых грубейших – ошибка была допущена при локализации будущих зон. Механизм довольно прост: региональные власти, желающие иметь у себя современный курорт, формируют соответствующую заявку и участвуют в конкурсе. По итогам конкурса правительство РФ определяет победителей и перечень ОЭЗ.

Характерно, что почти в каждом российском регионе считают, что туризм может стать локомотивом их экономического роста вне зависимости от естественных предпосылок. Туризм хотят развивать все, и в этом, наверное, нет ничего плохого. А власти, получается, из лучших побуждений исходят из понятного принципа: курортная зона – прекрасный способ «двигать недвижимое», т.е. дать дополнительный импульс к развитию отсталых и депрессивных районов.

Итак, для размещения современных курортов были выбраны самые отсталые районы с минимальной численностью населения. Например, Алтайский район, где проживает менее 27000 человек, должен стать местом создания ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае. Основная отрасль экономики этого района – сельское хозяйство: производство зерна, мясомолочное животноводство, коневодство, мараловодство, пчеловодство, садоводство. Кто и почему решил, что люди, которые хорошо ухаживают за скотиной, будут качественно обслуживать туристов? Много ли местных жителей вовлекут в курортную индустрию? Очевидно, что немного. А значит, у инвесторов возникнут дополнительные обременения, связанные с привлечением, обеспечением жильем привезенного из других регионов персонала.

Только ради того, чтобы дать жителям отсталых районов новые дороги, инфраструктуру и коммуникации, инвесторы не начнут вкладывать деньги, как бы того ни хотели чиновники. Частные инвестиции принесли бы гораздо большую социальную отдачу, если бы они осуществлялись на территориях, где бизнес более стабилен и понятен. Ускоренное развитие принесло бы больше денег в бюджет, а поддержка депрессивных территорий могла бы осуществляться простым перераспределением средств.

Другой пример – «Азов-сити» в чистом поле. В малоразвитом районе Краснодарского края даже туризм, несмотря на теплое Азовское море, и тот не развивался. Дороги, коммуникации – все требует даже не обновления, а создания с нуля. Для государства и инвесторов это означает большой объем капитальных вложений в проект, перспективы которого сомнительны. (Правда, казанская «Роял тайм» открыла ТРК (около 1500 кв. м) в краснодарской части игорной зоны «Азов-сити», в котором 10 игорных столов, около 100 игровых автоматов и ресторан на 30 мест. Инвестиции превысили 330 млн руб.; кроме «Роял тайм», строительство в «Азов-сити» пока никто не ведет. – «Ведомости»)

Что, если бы игорная зона была создана, допустим, в Геленджике? Отпала бы необходимость в огромных финансовых ресурсах для ее создания. Строящийся сейчас аэропорт принес бы быструю прибыль его владельцу и авиакомпаниям. Курортный комплекс города преодолел бы фактор сезонности, который существенно ограничивает приток инвестиций. Выросли бы загрузка гостиничных объектов и туристический поток. Увеличился бы приток налоговых платежей в бюджет. И игорная зона уже сейчас бы реально работала.

Третья ошибка совершена уже на этапе утверждения списка ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Основан этот выбор был на лоббистских возможностях губернаторов или на каких-то иных причинах, не известно. Но он не учитывает рыночные факторы и не содержит никакой стратегии. В Алтайском крае создана «Бирюзовая Катунь», рядом в Республике Алтай – «Алтайская долина». Тут же уже давно сформирован один из самых популярных в Сибири курортов – Белокуриха. То есть две соседствующие рядом ОЭЗ вынуждены будут конкурировать друг с другом и с уже существующим курортом.

Гораздо проще было создать одну ОЭЗ на территории уже существующего несколько десятилетий курорта. Сейчас же при наличии в перспективе трех курортов выбор любого из них для ведения бизнеса сопряжен с многочисленными рыночными рисками.

Пока не поздно

Отсутствие серьезных инвесторов, готовых финансировать развитие ОЭЗ, сейчас можно списать на кризис. Но как можно будет объяснить их отсутствие, когда экономика пойдет в гору? Пересмотреть концепцию развития туристско-рекреационных зон необходимо, это неизбежно.

С нового года функции Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами переходят напрямую к Минэкономразвития. Хочется верить, что это изменит ситуацию к лучшему. Задачи по развитию территорий должно решать ведомство, деятельность которого была бы заточена под это и подкреплялась бы соответствующими полномочиями и ресурсами. Олимпийскую стройку курирует Минрегионразвития – и, несмотря ни на что, довольно успешно. Много говорится о том, что данный проект значим не сам по себе, а исключительно как генератор комплексного развития всей территории побережья Краснодарского края. В этом смысле развитие ОЭЗ туристско-рекреационного типа ничем не отличается от сочинского проекта. Логично было бы передать полномочия по развитию курортных зон профильному министерству (Минрегионразвития).

Второе решение также лежит на поверхности: каждый должен заниматься тем, что у него получается лучше всего. Если требовать от государства проработки рыночной целесообразности инициируемых проектов бесполезно, то почему бы не передать эти функции бизнесу? Можно с помощью конкурсных процедур определить компании, которые возьмут на себя роль операторов ОЭЗ и будут нести ответственность за их развитие. Как показывает практика, бизнес с бизнесом договаривается быстрее и продуктивнее.