Услуги на вырост

За год корпоративный рынок сократился на 25–30% в денежном выражении. Чтобы удержать абонентов и сохранить доходы, операторы выводят на рынок дополнительные услуги

В 2009 г. петербургский рынок услуг фиксированной связи для юридических лиц сократился примерно на 25%, оценивает гендиректор «Смарт телекома» Андрей Суходольский. Тарифы снизились приблизительно на 25%, падала заполняемость бизнес-центров, клиенты экономили на услугах, объясняет он. Рынок телекоммуникаций в 2009 г. потерял около 30% в денежном выражении, передал через пресс-службу коммерческий директор «Северен-телекома» Антон Виноградов. Директор петербургского филиала «Вестколл» Виктория Тихонова оценивает падение не меньше чем в 15%. По ее словам, весь год абоненты снижали потребление услуг, ARPU снизился в среднем на 12%.

По сравнению с 2008 г. отток клиентов увеличился на 25%, многие компании закрылись, сетует руководитель отдела маркетинга и рекламы «Ланк телекома» Даниил Курс. Сильнее всего пострадал сегмент малого и среднего бизнеса, компании в этом сегменте ликвидировались, в лучшем положении оказались операторы, работающие с крупными клиентами, считает коммерческий директор «Метрокома» Андрей Закревский. Конкуренцию традиционным операторам все чаще составляют мобильные, Yota, домовые сети. Их потенциальный клиент, по словам Суходольского, – абонент с ARPU меньше 2000–3000 руб. и невысокими требованиями к качеству связи.

«В бизнес-центре, где нам удалось недорого снять офис, только один оператор с очень высокими тарифами, поэтому мы перешли на Yota, рассказывает владелец небольшой фирмы, оказывающей образовательные услуги.

«В связи с кризисом усилилась миграция абонентов, в стремлении экономить компании сокращают штат и переезжают в офисы поскромнее или в обычные квартиры. Это положительно влияет на приток абонентов в ТКТ – на корпоративном рынке мы сосредоточены как раз на клиентах, работающих в малых и домашних офисах», – передала через пресс-службу директор по маркетингу ТКТ Ольга Лисенкова.

В прошлом году большинство операторов фиксированной связи вывели на рынок новые телекоммуникационные и IT-услуги, например составление электронной финансовой отчетности, аренду программного обеспечения, создание виртуального офиса. По словам Тихоновой, дополнительные услуги увеличивают ARPU лишь на 5%, но помогают удержать клиентов. В IV квартале 2009 г. «Вестколл» запустила вторую очередь дата-центра стоимостью около $2,5 млн, прямые доходы от проекта в выручке не превышают 5%, говорит Тихонова. В целом на непрофильные сервисы приходится около 18% оборота оператора.

По словам Суходольского, допуслуги направлены не на увеличение, а на сохранение ARPU. «Они практически не окупаются, но повышают лояльность к оператору, на прибыль от дата-центров или аренды ПО можно рассчитывать только на растущем рынке», – утверждает менеджер.

Рынок электронного документооборота, аренды программного обеспечения и других подобных услуг сейчас находится в зачаточном состоянии, но он очень перспективный, считает гендиректор компании «Корус консалтинг» Александр Семенов. Такие сервисы помогают клиенту снизить постоянные издержки, а оператору – получать доход с клиента: немного, но постоянно, объясняет он. По его словам, активность телекоммуникационных и IT-компаний в секторе сервиса усилилась

На докризисный уровень рынок фиксированной связи вернется не скоро. Виноградов из «Северен-телекома» ожидает стабилизации в первом полугодии и небольшого роста во втором. Активная миграция абонентов завершилась, если экономическая ситуация будет улучшаться, в этом году корпоративный рынок может вырасти на 10–15%, полагает Суходольский.