Вектор


Двоих не поднять

Двух российских производителей микроэлектроники – «Микрон» (входит в «Ситроникс», подконтрольный АФК «Система») и «Ангстрем» (25% – у «Ростехнологий») предлагает объединить замминистра промышленности и торговли Юрий Борисов. Впервые он высказал эту мысль летом 2009 г., а вчера обосновал: «Развивая оба актива, мы рискуем создать два недозагруженных производства». Обе компании пытаются модернизировать производство, но отстают от мировой индустрии на два технологических цикла, считает замминистра. «Микрон» получил 6,5 млрд руб. от «Роснано», а «Ангстрем» – 292 млн евро в кредит от Внешэкономбанка. Сделка устранила бы ненужную конкуренцию на ограниченном рынке сбыта, сказал «Интерфаксу» президент «Ситроникса» Сергей Асланян – и предложил контроль над объединенными активами оставить у «Ситроникса». Вопрос о слиянии рассматривается, конкретных шагов нет, говорит гендиректор группы «Ангстрем» Кирилл Филиппов. Хотя, возможно, конкурируя друг с другом, российские предприятия могли бы скорее подстроиться под запросы рынка, чем объединившись.

Кому бы поверить

Россияне с наибольшей охотой будут рекомендовать своим друзьям и знакомым телефоны Nokia, услуги Сбербанка и пасту Blend-a-med. Эти марки попали в десятку брендов, вызывающих наибольшее доверие у жителей нашей страны, соответственно на первое, третье и десятое место. Еще в рейтинге Sony (третья позиция) и далее по порядку – «Росгосстрах», «Росно», Toyota, «Лукойл», МТС, Colgate. Рейтинг под названием TrustR составлен компанией ARMI по методике ее партнера, MillwardBrown, в рамках его глобального исследования. Компания просила несколько тысяч потребителей в каждой из 22 стран ответить на два вопроса: «Какому бренду вы доверяете больше» и «Какой бренд вы бы рекомендовали знакомым». Исследователи хотели посмотреть, какие марки будут наиболее устойчивы в условиях рецессии – ведь считается, что, начиная экономить, потребители отдают предпочтение продуктам, которым доверяют. Оказалось, что бренд – лидер рейтинга в каждой категории (а всего их 11 – от банковских услуг до средств гигиены) готовы рекомендовать в семь раз больше респондентов, чем среднего участника исследования. Интересно, что в США на первом месте тоже оказался бренд телекоммуникационной компании – Amazon.com. А Toyota – на седьмом месте, на одну позицию ниже, чем в России. Кстати, лидер российского рейтинга, бренд Nokia, поставил рекорд по числу стран, в которых оказался на первой позиции, – его назвали самым уважаемым восемь раз. Видимо, у россиян больше общего с жителями других стран, чем иногда раньше думали маркетологи.

«Роснефть» угрожает

Летом «Роснефть» запустила свой крупнейший проект – Ванкорское месторождение. Пик добычи (25,5 млн т) планировался на 2014 г. Но планы могут и измениться, предупредил вчера президент компании Сергей Богданчиков: «Мы инвестировали в Ванкор не меньше половины от необходимого объема, чтобы вывести месторождение на проектную мощность. И если у нас не будет нулевой пошлины, мы немедленно прекратим финансирование данного объекта, заморозим все дальнейшее развитие и там будет 13 млн».

Нулевую пошлину для Восточной Сибири нефтяники получили только в декабре, сейчас Минфин добивается пересмотра этого решения. Но вряд ли «Роснефть» закладывала льготы в бизнес-план Ванкора: с 2001 г. нефть только дорожала, и до 2008 г. о помощи нефтяникам чиновники не говорили. В пользу «Роснефти» здесь говорит то, что сам проект с начала разработки сильно разросся: запасы Ванкора увеличились в 4 раза (до 520 млн т), а прогноз по добыче на пике – более чем вдвое. Все это не могло не привести к удорожанию проекта, думает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Цена вопроса с добычей на Ванкоре велика, подсчитал он: без льгот за три года «Роснефть» недополучит $12–13 млрд, а если добыча останется на уровне 13 млн т, то срок окупаемости проекта может растянуться примерно на семь лет.

Побежали за деньгами

Внешний долговой рынок открывается для российских банков, однако пока только для крупных или государственных. Вчера ВТБ разместил пятилетние еврооблигации на $1,25 млрд под 6,46% годовых и (если верить инвестбанкирам) с тройной переподпиской. Размещение выпуска привело к снижению доходности других торгуемых обязательств ВТБ, рапортовала пресс-служба банка со ссылкой на финансового директора Герберта Мооса. О размещении бумаг также объявили Альфа-банк (сумма неизвестна) и Банк Москвы ($500 млн). Банкам по-прежнему не хватает долгосрочного финансирования, на это пеняют даже менеджеры госбанков. Возможно, решив эту проблему, банки увеличат срок кредитов для компаний и наконец появится ипотека с вменяемыми условиями.

Без внешних займов российской экономике не обойтись, посчитал ЦМАКП: потребность российской экономики в долгосрочных кредитах к 2012 г. возрастет в полтора раза, банки с этим не справятся и разрыв придется покрывать зарубежными займами. Поэтому – ждем последователей.