Вектор


Операторы ополчились на экстремистов

Практика блокирования оппозиционных сайтов провайдерами набирает обороты. В декабре доступ к ряду таких ресурсов был закрыт абонентам «Скартела» (бренд Yota), а источники в компании неофициально признавали наличие у себя своего рода черного списка сайтов. Но как только история получила огласку, доступ к большинству сайтов был восстановлен, а трудности с доступом объяснены техническим сбоем.

Недавно сайты сторонников Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова (nazbol.ru, nbp-info.ru, limonov2012.ru) закрыл «Вымпелком». Представители оператора сослались на решение суда Тамбовской области, но его текст соратникам Лимонова не показали. «Ведомостям» удалось ознакомиться с постановлением службы судебных приставов по Тамбовской области об окончании производства по этому делу. Документ ссылается на решение Ленинского районного суда Тамбова, которое предписывает оператору ограничить доступ к nazbol.ru и nbp-info.ru. Но сайт limonov2012.ru в документе не упомянут. Как объяснил источник в «Вымпелкоме», этот сайт пострадал из-за того, что у него аналогичный с «осужденными» ресурсами адрес. Тем не менее в сетях других операторов (например, «Комстар» и «Акадо») все эти сайты открываются. Интересно, кто будет следующим цензором?

Нашли виноватого

Американцы не перестают множить обвинения в адрес Toyota Motor Corp., отозвавшей 8,5 млн автомобилей из-за непроизвольного ускорения. Руководителю компании Акио Тойоде уже пришлось пройти через неприятную процедуру слушаний в конгрессе США и принести извинения за 34 смерти водителей Toyota. Этого американским властям показалось мало. Министерство транспорта США уточнило, что число смертей из-за внезапного ускорения Toyota выросло до 52, а сенатор Майк Йоханс даже потребовал от правительства США надавить на коллег из Японии, чтобы те сняли ограничения на импорт американского мяса. Не удержались даже коллеги по рынку – General Motors заявила, что причиной отзыва 1,3 млн ее автомобилей Chevrolet и Pontiac в США стал дефект в усилителе руля, выпускаемом компанией JTEKT, совладельцем которой является Toyota. Все это уже сильно сказалось на результатах Toyota: на американском рынке ее доля в феврале сократилась до 12,8% с 15,9% годом ранее. Иногда такой вал обвинений уже кажется абсурдом, ведь Toyota считалась одной из самых надежных машин. Несмотря на отзыв, автомобили Toyota остаются одними из самых безопасных, показало исследование автопортала Edmunds.com: японская компания пропустила вперед лишь Mercedes-Benz, Porsche и Smart.

Защита от чиновника

Этот год начался для участников алкогольного рынка довольно беспокойно. Сперва импортеры обнаружили, что с нового года им нужны лицензии, и бросились в Минпромторг, который к этому явно не подготовился. Потом замаячила новая угроза: переход с сертифицирования на декларирование алкогольной продукции с 15 февраля мог привести к замораживанию поставок – ведь декларации еще только предстояло получать, и опять могла возникнуть очередь. Но пока вроде бы обошлось: Минпромторг объяснил, что сертификаты на продукцию будут действовать до истечения их срока. 1 марта алкогольный рынок ждало очередное новшество: полномочия по выдаче акцизных марок перешли от Федеральной налоговой службы к Росалкогольрегулированию. Месяц начался, а марки до сих пор не выдают: в правительстве не подписаны необходимые документы, хотя и ожидается, что это произойдет «в ближайшее время». Но на этот раз производители и импортеры подготовились: они признались «Ведомостям», что закупили впрок чуть ли не полугодовой запас марок и работают себе спокойно.

Игра в калий

Российский рынок акций очень по-разному реагирует на заявления чиновников. «Газпрому», например, все нипочем. Вице-премьер Виктор Зубков заявил недавно, что концерн и в этом году потратит на дивиденды всего 5% прибыли. А рынок даже не отреагировал. Другое дело – калийные компании. Каждое слово властей – это почти мгновенная реакция. Позавчера чиновники Минпромторга сообщили, что правительство может ввести 15%-ную пошлину на экспорт хлористого калия. И рынок тут же уценил акции «Уралкалия» на 9%. А вчера была обратная ситуация: источник в правительстве сказал Reuters, что «на уровне первого вице-премьера Виктора Зубкова» введение экспортной пошлины на хлористый калий не обсуждается. И котировки «Уралкалия» и «Сильвинита», обвалившиеся во вторник, выросли на 2,41% и 1,43% соответственно. Такая волатильность говорит о том, что рынок верит: бизнес калийных компаний слишком зависит от решений чиновников. А вот с тем же «Газпромом» ситуация иная – его бизнес зависит от одного-двух чиновников, а те, похоже, к кардинальным переменам не готовы.